Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал царь Шломо: «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу».»(Мишлей, 21:21)

Даже пустые полны заповедями, как гранат?

Темы: Тшува, Реувен Куклин, Песнь Песней, Талмуд

Отложить Отложено

Сказал Реш Лакиш (трактат Ирувин 19а): \"Даже пустые полны заповедями, как гранат\". Как человека полного Реш Лакиш называет пустым? Если полный – то не пуст.

Давид

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид!

В Песни Песней (4: 3) говорит жених своей возлюбленной: «Как дольки граната виски твои». Поскольку Песнь Песней аллегорически говорит о любви между Б-гом и еврейским народом (где Всевышний – жених, а его возлюбленная – еврейский народ), Рейш Лакиш считает, что этот стих говорит о еврейском народе. На иврите слово висок – «рака» ( רקה ), что напоминает другое слово – «рейка»         ( ריקה ) – пустая. Поэтому Реш Лакиш говорит: этот стих воспевает еврейский народ за то, что даже пустые (не выполняющие заповедей) евреи полны заповедями, подобно тому, как гранат полон зёрнышек.

Вы спрашиваете, каким образом называет Рейш Лакиш «наполненных» заповедями евреев – пустыми (не выполняющими заповедей).

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, посмотрим на гранат. Хотя он наполнен зёрнышками, их не видно, поскольку гранат покрыт тонкой горькой кожурой. Это то, что говорит нам толкование Реш Лакиша: несмотря на то, что есть евреи, которые, на первый взгляд, пусты, не наполнены ничем духовным, они недалеки от тшувы (раскаяния и исправления своих действий).

В Талмуде, трактат Санhедрин (37а), говорится о том, что по соседству с рабби Зера жили бандиты, к которым рабби Зера относился дружелюбно в надежде, что они раскаются в своих делах. Другим мудрецам не нравилось дружелюбное отношение Рабби Зера к бандитам. Как от таких грешников можно ожидать, что они раскаются? После смерти рабби Зера сказали бандиты друг другу: «До сих пор Рабби Зера молился за нас, кто теперь будет молиться о нас?». Эта мысль привела их раскаянию.

Данный эпизод учит нас никогда не считать ни одного еврея «конченным», как бы грешен он ни был, и не оставлять попыток приблизить его к Всевышнему.

С уважением,
Реувен Куклин.

Читайте:   Рамбам - Законы раскаяния - Тшувы

Материалы по теме


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше