Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б

Почему мальчикам не стригут волосы до трех лет?

Темы: Халаке, Рав Реувен Куклин, Лаг баомер, Стрижка, Волосы

Отложить Отложено

Скажите, почему мальчикам не стригут волосы до трех лет? И можно ли отрезать, например челку, чтобы волосы не лезли в глаза?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Двора!

Источник обычая не стричь мальчика, пока ему не исполнится три года, находится в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) рава Хаима Виталя. Там рав Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль подстриг своего сына в Лаг ба-Омер на могиле рабби Шимона бар-Йохая. Некоторые полагают, что обычай этот можно объяснить следующим образом: человек уподобляется дереву (в соответствии со стихом в Дварим 20, 19), и, как плоды дерева запрещено собирать в течение трёх лет после его посадки (см. Ваикра 19, 23), так и волосы человека не принято стричь в течение трёх лет после его рождения (волосы в Каббале связаны с мудростью, которая в действительности является истинным «плодом» человека).

Если чёлка мешает ребёнку, можно её постричь.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме

Гади Поллак

Халакнулись и отбармицвились

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».

Рав Ури Рабинович

Александр Горев

Руководитель вечернего колеля Толдот Йешурун в Рамоте, Иерусалим. Во время внесения сына в хедер — есть традиция, что в трехлетнем возрасте в хейдер, завернутого в талит, где ребе знакомит его с еврейским алфавитом.

Браха Губерман

Путешествие на Север


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше