Темы: Иврит, Сидур, Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМишна Брура, похоже, даёт разный псак (галахическое решение) на две очень похожие ситуации в смысле дикдук (грамматики). В Биркат а-Мазон (благословении после трапезы), во второй брахе (благословении) мы говорим бэ-фи коль хай ("устами всего живого"), т.е. хирик (огласовка "и") под пэй (Мишна Брура 187, 2). С другой стороны, в брахе Борух ше-амар ("Благословен Тот, по слову Которого...") в Псукей дэ-Зимра ("Отрывках восхваления") мы говорим а-мэhулаль бэ-фэ амо ("превозносимый устами Своего народа"), т.е. цэйрэ (огласовка "э") под пэй и hэй (Мишна Брура 51, 1). Обе ситуации подходят под смихут (сопряжённое сочетание) на слово пэ (уста, рот). Я видел в нескольких сидурах (молитвенниках) изменённую форму в Борух ше-амар на бэ-фи амо. Как правильно говорить и почему? Спасибо.
Й., Нью-Йорк
לידידי היקר רב י' שליט''א.
שאלתך קשורה בכללי הדקדוק ולצערי לא זכיתי ללמוד דקדוק. יש סידור עליות אליהו, מחברו הרב הגאון רב אהרן שרגא לפיאנסקי שליט''א תרם הרבה לברר את הנוסחאות הנכונות של התפילה גם לפי כללי הדקדוק ושם כתב ב"ברוך שאמר" "בפי עמו" ולמטה בהערות "בפי עמו", כן הוא בסידור רוו''ה והגר''א (סידור כתב יד) וכן נכון עפ''י דקדוק. ברם המ''ב (נ''א, א') כתב "בפה" (סגול).
בברכה,
בן-ציון זילבר
(Дорогой р. Й.,
Ваш вопрос связан с правилами грамматики, а мне, к сожалению, не довелось изучать грамматику. Есть сидур Алиёт Элиягу, его автор, рав Аарон Шрага Липянский, да продлятся его дни, много занимался выяснением правильного варианта молитвы, в том числе - в соответствии с правилами грамматики. Там он написал в Борух ше-амар "бэ-фи амо", и внизу, в примечаниях - "бэ-фи амо", так же - в сидуре Рава и Виленского Гаона (рукописный сидур), и это верно с точки зрения грамматики. Однако в Мишне Бруре (51, 1) написано бэ-фэ (с огласовкой сэголь - "э").
Би-враха,
Бен-Цион Зильбер)
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Овадья Климовский
В связи с чем произошли перемены в языке?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Рав Берл Набутовский
Люди забыли, как нужно обращаться к Царю Царей...
Рав Берл Набутовский
Важно не учиться скучным для себя способом...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сборник молитв, читаемых на праздники
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ