Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему второй поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии?

Темы: Шломо, Йеошуа бин-Нун, Война, Идолопоклонство, Храм, Земля Израиля, Еврейский закон, Пустыня

Отложить Отложено

Шалом, ув. равы! Вопрос по книге Йеошуа, глава 8, стих 1: «И сказал Господь Йеошуа: “Не бойся и не страшись, возьми с собой весь народ войны и встань, поднимись к Аю; смотри: отдал Я в твои руки царя Ая, и народ его, и город его, и страну его”».

Комментаторы дают два объяснения тому, почему второй свой поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии, хотя, судя по донесениям разведки, для этого было достаточно 3,000 человек (глава 7, стих 3).

По мнению «Мецудат Давид»[i], Б-г приказал Йеошуа собирать в поход всю свою армию для того, чтобы жители Ая решили, что евреи выигрывают войны не с Б-жьей помощью, а численным превосходством. Поэтому для того, чтобы противостоять Йеошуа, они должны были собрать в Ае все свои силы, которые Йеошуа разобьет одним ударом. И после этого ему не надо будет ходить от города к городу, чтобы добивать остатки вражеской армии.

Ральбаг[ii] считает, что Б-г не совершает чудеса, если можно достигнуть желаемого, оставаясь в рамках законов природы (см. комментарий к главе 3, стих 17). Он говорит, что в силах Йеошуа было подавить армию Ая, если бы он использовал всю мощь своей армии и воинское искусство, так как воины Ая наверняка совершат еще одну вылазку за пределы городских укреплений, раз первая вылазка оказалась победоносной.

(Взято с сайта «Танах на русском языке с комментариями»).

Я не понимаю, зачем такие сложности? Ответ на вопрос, почему Йеошуа взял всех, находится в главе 7, стих 5: «И убили люди Ая из них около тридцати шести человек, и преследовали их перед воротами до Шварим, и разбили их на склоне, и растаяло сердце народа, и стало водой».

Сердце народа растаяло. Всего народа. И поэтому надо было взять с собой весь народ, чтобы он увидел, как Б-г поразит жителей города Ай, чтобы у всего народа сердце снова укрепилось, вот и всё.

Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моем комментарии? Есть ли у кого-то из хахамим (мудрецов, комментаторов) такое же объяснение, как у меня? Большое спасибо! С ув., Юра

 

[i] Раби Давид бар Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных комментаторов Танаха. Прага, 18 век.

[ii] Раби Леви бар Гершом (5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!

По Вашей просьбе «отправился» на поиски подтверждения этой гипотезы о причине приказа Всевышнего — собрать весь народ, способный носить оружие, для генерального сражения за Ай. И, как оказалось, объяснение существует, а его корни восходят к временам самого Авраама.

Чтобы разобраться во всём, нам потребуется несколько предисловий, однако, не имея возможности описать всё как следует, ограничусь лишь заглавиями.

Причина трагедии у города Ай

Причина поражения при первом сражении за город Ай, на первый взгляд, очевидна — это преступление Ахана. И об этом сказано черным по белому: «Согрешил Израиль, да и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого, и крали, и (после) отрицали, и положили в вещи свои» (Йеошуа 7:11). Однако из других источников следует, что существовала еще одна, куда более веская причина.

Жертвенник Авраама в Ае

В трактате Санхедрин (446) и в мидраше «Ялкут Шимони» (ч. 2, рэмез 10) упоминается жертвенник в Ае (Бейт-Эле), который Авраам воздвиг для служения Всевышнему. Позже кнаанейцы превратили его в капище идолов, назвав его Бейт-Авен.

Почему 3 тысячи?

Из некоторых источников следует, что для захвата Ая не нужно было и трех тысяч человек.

Это число — три тысячи — встречается в Танахе дважды. За служение золотому тельцу были убиты три тысячи человек, а Шимшон убил три тысячи филистимлян во время их празднества, которое, по всей видимости, сопровождалось поклонением идолам.

Комментаторы поясняют, что три тысячи человек — это количество, при котором служение идолам достигает максимальной силы. И, чтобы очистить от идолопоклонства место, которое освятил когда-то Авраам, чтобы вновь превратить Бейт-Авен в Бейт-Эль, — Йеошуа посылает именно три тысячи человек.

Но это не удалось. Почему?

Изучение Галахи (еврейского Закона) необходимое условие для обретения Святой Земли

Говорят наши мудрецы в трактате Мегила (36): когда появился ангел с мечом в руке, Йеошуа спросил — за что? Ангел ответил: за то, что отменили корбан тамид (постоянное жертвоприношение), и за то, что не занимались изучением Галахи.

Чтобы исправить это, Йеошуа начал глубоко изучать Закон, это связывают со стихом: «…а Йеошуа ходил в ту ночь посреди долины» (8:13). Сказал раби Йоханан: в стихе заложен намек, они не ходили по долине (эмек), а глубоко (амок) изучали Закон.

А что изменилось с момента вхождения в Святую Землю? Ведь в пустыне к евреям такие претензии не предъявлялись?! И обычного изучения Торы, без галахического уклона, было достаточно? Ответ: раньше народ Израиля находился полностью «на обеспечении» Творца. С неба спускалась пища (ман), враги и ветер не могли проникнуть сквозь облака Славы и т. д. Теперь же, с приходом в Святую Землю, необходимо усиленно изучать законы, регулирующие проживание в Святой Земле.

Аризаль[i] пишет, что символом власти Моше (как и у праотцев), был посох. Посох этот был из сапфира (как и Скрижали Завета), на нем были выгравированы имена Всевышнего и с его помощью было совершено немало чудес. Этот посох как бы являлся «продолжением руки» Творца. Символом же власти Йеошуа было копье. Простое оружие, необходимое для обычных человеческих войн.

Я бы добавил и то, что сказано в книге «Диврей Това» о создании царем Шломо двух огромных керувов (крувим — херувимов). Те, что были в пустыне, составляли одно целое с капорет — крышкой Ковчега Завета. И смотрели они обычно друг другу в глаза. Младенец-мальчик олицетворял проявление Творца, а младенец-девочка — общину Израиля. И то, что смотрели они друг другу в глаза, подчеркивало: в пустыне оторваться от Всевышнего даже на уровне мысли было смертельно опасно. А вот керувы царя Шломо уже стояли на полу в Святая Святых, как бы показывая, что евреям нужно «крепко стоять ногами на земле».

И чтобы народ почувствовал, что совершенно необходимо «перестроиться», Всевышний приказывает Йеошуа собрать всех, кто способен выходить на войну.

С уважением, Нахум Шатхин

 

[i] Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294-5332 /1534-1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

 

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ