Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему страдают живые существа?

Темы: Страдания, Свобода выбора, Милосердие, Смерть, Жизнь, Жестокость, Вера, Связь с Творцом, Животные

Отложить Отложено

Добрый день. Объясните, пожалуйста: если Бог милосерден и доброжелателен к Своим созданиям, почему так страдают живые существа? Если мы грешили и заслужили, почему животные страдают?

Может, в прошлом воплощении мы грешили, что объясняет смерть невинных детей и т. д. теперь. Это разумное объяснение, но, всё же, если человек виновен, не лучше ли ему помнить свою вину, чтобы понимать, за что он страдает, и не чувствовать себя ребенком, не понимающим, за что его бьет родитель? В конце концов, это может навести на мысли о садизме и нелюбви.

И отчего страдают животные, у которых даже нет свободы воли, почему они живут и умирают в муках на жутких бойнях? Я видела в документалках, как мясник с еще живой свиньи отрезал плоть. И они сдирают шкуры с еще живых животных.

А что люди делают с другими людьми... Даже хищные звери не убивают ради наслаждения. И, должно быть, Всевышний в самом деле очень милосерден, если терпит это так долго...

Или, вот, мои сомнения: может, Ему нет никакого дела до нас всех или до меня лично?

Я никогда не была атеистом, с детства говорила с Ним своими словами, а теперь мне хочется кричать: почему Он делает это всё... Я, как обиженный подросток, иногда подозреваю Его в садизме... Потом мне стыдно за это малодушие... И снова все эти сомнения.

Я проходила гиюр и остановилась — из-за того, что у меня такой хаос в голове. И я не говорила об этом до сих пор ни с кем. Потому что это получается, что во мне недостаточно веры... И мне даже перед самой собой стыдно в этом признаваться. И это мучает меня.

Но я также не могу представить, что Бога нет, не понимаю, каково это. И вот сейчас я злюсь и дохожу до обвинений, но не могу перестать обращаться к Нему, потому что это естественно — как дышать. И не смогу найти душевный покой, пока не разрешу эти вопросы в себе. Не знаю, как я дошла до таких мыслей. Мне стыдно, что я оскорбляю Бога, проявляю неблагодарность, малодушие и неверие и что Вам приходится такое читать.

Одна часть меня как бы бунтует против другой с этими сомнениями и мыслями. Что мне делать с этим? Я зависла в подвешенном состоянии и не могу найти покоя. N.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, N.!

Во-первых, должен сказать, что никогда не следует «задвигать» вопрос, о чем бы он ни был. Если возникает сомнение, если Вы искренне не понимаете и хотите выяснить, почему происходят те или иные события и, попутно, восстановить мир в своей душе, очень важно стремиться отыскать ответ и ни в коем случае не отмахиваться и, тем более, не пытаться обмануть саму себя. Тем более, если вопрос касается основополагающих аспектов нашего мировоззрения, веры и смысла жизни.

Само стремление и попытки ответить на возникающие вопросы является естественной и неотъемлемой частью человеческой природы. То, что некоторые люди живут, воспринимая всё вокруг как данность, как само собой разумеющиеся явления, свидетельствует, на мой взгляд, об ограниченности их интеллекта и духовной лени.

Во-вторых, если мы не пытаемся разрешить возникший в душе конфликт, если не отвечаем на вопрос, если не объясняем сомнение, это неуклонно разрушает тонкую структуру нашего ощущения истины, нашу связь с Творцом. Нерешённая проблема заставляет человека сомневаться в правильности избранного пути, делает его, в конце концов, равнодушным и даже циничным.

Выяснение истины основано на вопросах и исследовании проблем. При всём этом, пытаясь отыскать ответы, мы должны помнить: всё, что происходит в мире, имеет причину и происходит по Б-жественному замыслу. Всё, что обрушивается на нас, не случайно и не зря.

А теперь вернёмся к сути Вашего вопроса. Вы, на мой взгляд, спрашиваете: почему нередко страдания выпадают на долю тех, кто не в состоянии их понять и связать с собственной виной или ответственностью? Почему, если это связано с нашими поступками в прошлой жизни, мы не помним об этом?

Ответ, мне кажется, весьма прост. Оценить полную меру ответственности, определить степень истинного правосудия в этом мире не способен, пожалуй, никто. И в этом плане нет различия между животным, забиваемым на бойне, маленьким ребёнком и самым разумным и «просвещённым» человеком, кем бы он ни был. Это прерогатива лишь Самого Творца.

Даже если нам в этом мире покажут в точности, за что с нами случаются те или иные неприятности, даже если мы вспомним все преступления, совершённые нами во всех воплощениях, то и тогда не сможем оценить их и воздаяние за них в должной мере. Почему? Очень просто. Как нельзя на пальцах показать сложные математические формулы, так и в этом ограниченном материальном мире нет возможности понять всю многомерность и многослойность последствий наших дел.

Наш материальный мир — по сути, мир, где главным критерием является практическое действие и где многое зависит от поступков людей. Глядя на мир сквозь затемнённый экран материальных нужд, мы не сможем вместить в себя всю беспощадную и многогранную подоплёку этих поступков. Единственное, что мы должны знать: если люди действуют правильно, мир становится лучше, если нарушают Б-жественные правила, мир разрушается.

Вы видели когда-нибудь, как страдают дикие животные? Однажды я наблюдал, как кошка, затянутая лапой в двигатель автомобиля, после того, как мы её освободили, не жалуясь, несмотря на страшную боль в перебитой ноге, тихо легла в траву и осторожно стала облизывать повреждённую лапу. Через несколько недель я увидел, как она, как ни в чём не бывало, резво бежала, сильно хромая, по своим делам.

Животные, в особенности дикие, не задают вопросов, почему они страдают. Не просто потому, что им не хватает ума — среди них встречаются вполне разумные особи, — просто инстинктивно, на самом базисном уровне своего существа они знают, что ответ — не в плоскости их постижения. Они воспринимают то, что происходит с ними, как данность, как неизбежность и не «жалуются на судьбу», делая всё, что в их силах, чтобы исправить ситуацию и прийти в норму.

Другое дело — человек. Творец создал этот мир, чтобы разделить с людьми ответственность за происходящее. Всевышний наделил нас небывалыми, почти не ограниченными возможностями. Он дал нам целый набор инструментов, которыми мы можем изменять мир. Он же дал нам и свободу в том, как именно использовать эти возможности и инструменты. Мы вольны использовать их во благо себе и всему миру, но способны творить с их помощью злые, жестокие дела. Это принято называть свободой выбора.

Тем не менее, эта свобода весьма специфична и не абсолютна. Творец даровал нам этические и практические императивы поступать в соответствии с высшими критериями добра. Они известны всем. Человечество владеет ими с самого первого дня своего существования. Уже Первый Человек, Адам, знал эти важные правила человеческого существования. Он же первым их и нарушил. Сыновья Ноаха получили их в обновлённом виде, чтобы передать следующим поколениям, но и те долго не продержались. Творец создал особый народ, еврейский, с одной единственной задачей — хранить и соблюдать весь комплекс Б-жественных наставлений. Но разве весь мир, да порой и сами евреи, так уж рьяно придерживаются этих правил?

Сказать по правде, если бы человек в действительности сознавал всю тяжесть последствий собственных преступлений, он бы никогда не грешил. Ангелы не грешат, поскольку не имеют стремления к злу, но человеку, как правило, если он не прилагает усилий, преодолеть это стремление трудно. И потому иногда происходит то, что вызывает у нормативного человека отторжение и возмущение.

Странно лишь то, что в этом случае человек возлагает всю ответственность на Творца, забывая, что, получив право выбирать, человек несёт первоочередную ответственность за собственные деяния.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Что происходит с душой человека после смерти?

Рав Яков Шуб

Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ