Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда и как вышло так, что человечество разделилось на разные конфессии?

Темы: Иудаизм и Христианство, Реформизм, Избранность, Предназначение, Ислам, Святость, Праотцы

Отложить Отложено

Шалом! Пожалуйста, помогите понять: когда и как вышло так, что человечество разделилось на разные конфессии? И ислам, и христианство очень схожи в деталях с иудаизмом, но почему образовались эти конфессии, если и у нас, и у них в основе — понятие о Едином Б-ге? Тода (спасибо). N.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос мне показался актуальным. Вы правы, истоки христианства и ислама, как известно, в иудаизме. Однако влияние этих религий и их быстрое распространение среди народов началось в тот момент, когда они порвали с еврейской традицией.

И это не случайно. Иудаизм — это религия одного народа, который в Торе называется кадош, то есть посвящённый, предназначенный для определённой цели. Почему этим народом стали именно евреи?

Очень просто. Мы стали народом в тот момент, когда у горы Синай приняли на себя исполнение Б-жественных заповедей. Когда согласились нести на себе особую отметину, свидетельство того, что человечество однажды встретилось со своим Создателем. Другого народа, образовавшегося столь уникальным путём, попросту больше не существует.

Мы — свидетели того, что мир не бесхозен, что у него есть Творец. Это и есть наша цель в этом мире. Мы стали святым народом благодаря заслугам наших праведных праотцев — Авраама, Ицхака, Яакова и его двенадцати сыновей, родоначальников двенадцати колен Израиля.

С другой стороны, мы называемся избранным, святым народом не потому, что каждый в отдельности еврей «лучше» или «возвышенней» любого другого человека. Избранность и святость придает евреям только их Б-жественная миссия, которую они выполняют в мире, их преданность заповедям Творца, их приверженность Истине, которую получили на горе Синай.

Заслуга евреев состоит не в том, что они «умней» или «способней» (хотя изучение Торы и многовековое предпочтение «книжников» в какой-то мере повлияли), а в том, что они на протяжении тысячелетий сумели сохранить почти в неизменном виде знание о том, что хорошо, а что — нет в глазах Создателя. В том, что где бы евреи ни были, люди, глядя на них, сразу вспоминают: да, есть Творец мира, Он не оставил человечество, и есть Высший Суд, и есть Высший Судья.

Под влиянием евреев, иудаизма, человечество, пусть нехотя, пусть через страдания, кровь и боль, знает абсолютные, Б-жественные критерии морали и поведения и пытается их придерживаться.

Христианство и ислам начались как реформистские течения иудаизма и впоследствии, впитав в себя множество чужеродных элементов, естественным образом от иудаизма отпали. Христианство упразднило многие заповеди, затушевало монотеистическую основу иудаизма, привнеся чуждые ему элементы идолопоклонства. Под лозунгом «универсализации» оно пыталось подменить собой иудаизм, но, в итоге, стало лишь его искажением.

Ислам в этом отношении более последователен. Его основатель, учителями которого были еврейские мудрецы, объявив себя пророком, всё переиначил под себя и получил новую религию, отвечавшую запросам и представлениям народов, среди которых он жил и действовал, при этом сохранив некоторые атрибуты иудаизма.

Однако как христианство, так и ислам — лишь напоминают иудаизм и весьма от него далеки. И неудивительно. Иудаизм не терпит реформ. Его основа — бережное сохранение и передача Традиции от поколения к поколению. Письменная Тора, вычитанная и выверенная до буквы, тщательно переписываемая от руки специалистами-писцами на протяжении тысячелетий, имеется в каждой еврейской общине. Устная Тора, представляющая собой подробное и обширное объяснение Торы Письменной, основана на знаниях, передаваемых в каждом из поколений от учителя к ученику, от отца — к сыну.

Письменная Тора и Тора Устная, каждая со своей стороны, являются гарантами того, что уникальное послание Творца, запечатлённое в них, не будет искажено с течением времени. И даже под натиском новых веяний, новых идеологий и технологий, они продолжат нести людям неискажённую истину, слова Б-га, переданные человечеству через евреев на горе Синай.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Разве реформисты неевреи?

Рав Реувен Пятигорский

Немного о различиях в мировоззрении

Еврейская Тора и христианские миссионеры 1. Почему мы не христиане

Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».

Обоснование в исламе

Рав Захария Матитьяу


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше