Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как разобраться со своими амбициями и правильно их использовать для службы Творцу?

Темы: Предназначение, Воспитание детей, Деньги, Изучение Торы, Работа, Праведник, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что подразумевается под словами «работа на Творца» (помимо выполнения заповедей)?

Например, я чувствую, что должна заняться бизнесом, потому что это будет приносить мне деньги и удовольствие. Но не такое примитивное удовольствие, как я получаю от еды, например, или от развлечений, а ощущение удовольствия от правильности происходящего, от того, что я на своем месте.

Это действие отдачи и честная оценка своей природы и устремлений или подмена духовных ценностей своими эгоистическими амбициями? Ведь, если разобраться, святые люди, праведники, вроде как, бизнесом не занимались (хотя не уверена).

И как еще более интересный пример: если я хочу, например, власти и хорошо осознаю, что это не прихоть, а моя реальная потребность, потому что иначе чувствую себя невостребованной, нереализованной и впадаю в отчаяние?

Подскажите, пожалуйста, как разобраться со своими амбициями и как их правильно использовать, не подавляя, а ставя на службу Творцу? Спасибо! N.

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос. Действительно, на первый взгляд может показаться, что служение Творцу сводится лишь к исполнению определенных заповедей Торы, а наши повседневные занятия (работа, еда, сон и т. п.) никак со служением не связаны. Однако это не так.

Царь Шломо говорит: «На всех путях твоих познавай (волю) Его, и Он выпрямит стези твои» (Мишлей 3:6). И это значит, что даже самые обыденные вещи можно превратить в служение Б-гу. Каким образом? Всё зависит от нашего намерения при исполнении того или иного действия.

Так, например, если человек голоден, нет ничего плохого в том, что он ест, ведь это действие нейтрально. Однако если перед приемом пищи он подумает, что ест ради того, чтобы были силы для исполнения заповедей Творца, то само это нейтральное действие превращается в заповедь. То же самое касается сна, отдыха, прогулок и даже занятий спортом: если намерение человека — не просто получить удовольствие, а быть крепким и здоровым для служения Всевышнему, то все эти действия получают статус заповеди!

Забота о пропитании — неотъемлемая часть нашей жизни. Наши мудрецы говорят: «Если нет муки (хлеба) — нет Торы» (Авот 3:17). Само собой, работа для нас является не самостоятельной целью, а лишь средством для обеспечения нормальных условий существования. В жизни есть более высокие цели…

Так или иначе, в меру необходимости человек должен работать, и, если он делает это с правильными намерениями и в правильной пропорции, то это также становится заповедью. На протяжении всей нашей истории видим, что, если была необходимость, мудрецы Торы параллельно с учебой заботились и о пропитании. Например, Гилель (1 век до н. э.) был дровосеком, рав Уна (3 век н. э.) — водоносом, Рамбам (12 век) и Сфорно (15-16 век) — врачами, а у Хафец Хаима (19-20 в. в.) какое-то время был небольшой магазин…

У нашего праотца Яакова было двенадцать сыновей, и у каждого из них, родоначальников колен Израиля, был свой особый путь в служении Всевышнему. Мы знаем, что между коленами Иссахара и Зевулуна был договор: колено Иссахара полностью посвящает себя изучению Торы, а колено Зевулуна работает и обеспечивает и себя, и своих братьев из колена Иссахара, чтобы те могли учиться. Великую духовную награду за изучение Торы эти два колена делили пополам. Таким образом, если работающий человек помогает другим материально, поддерживает бедных или дает возможность другим людям заработать, это увеличивает его заслуги.

Род деятельности — это очень индивидуально. Как мы упоминали, работа не является самоцелью. Поэтому при выборе профессии руководствуемся следующими соображениями: работа не должна идти вразрез с заповедями Торы, должна оставлять достаточно времени и сил для выполнения жизненных целей — будь то изучение Торы, работа над собой или воспитание детей. И наше окружение на работе (сотрудники, клиенты и т. п.) не должно выступать против наших духовных принципов.

Получается, что забота о пропитании — дело очень важное. При правильном выборе рода деятельности нет никакой проблемы получать от своей работы удовольствие. Люди отличаются друг от друга и характером, и способностями, и личными качествами. Поэтому каждый вправе избрать себе работу по душе.

Если Вам по душе занятие бизнесом и при этом Вы прирожденный лидер, Вы, конечно же, можете избрать этот путь. Важно лишь помнить, что в жизни является главным, а что второстепенным!

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ