Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как сочетаются заповедь «Не убий» и повеление Б-га убивать идолопоклонников, убийц и др.?

Темы: Запреты, Предназначение, Заповеди, Будущий мир, Убийство, Смерть, Смертная казнь, Жизнь, Ангел

Отложить Отложено

Шалом! Как сочетать между собой заповедь «Не убий» и повеления Ашема убивать идолопоклонников, убийц, прелюбодеев и др.? А также повеления убивать всех от мала до велика при завоевании Эрец-Исраэль? Константин

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Константин!

Вы задаете одновременно очень простой и очень сложный вопрос.

Как так?

А вот как.

Каким образом сочетается заповедь «не убий» с повелением убивать грешников? Очень просто. Запрет убийства не означает, что человека нельзя лишать жизни вообще. Нет, означает он другое: человек помещен в этот мир Б-гом для выполнения своей миссии. И только Б-г может определять, когда эта миссия должна завершиться. Поэтому убийство — лишение человека возможности ее завершить.

Только остается вопрос: ведь на самом деле всё в мире происходит по воле Б-га, поэтому если человек по факту погиб, значит, Б-г дал этому случиться — то есть решил, что его миссия действительно завершена. Почему тогда убивший его считается грешником?

Потому что ему Б-г не сообщал, что миссия жертвы завершена, и не давал указания убить. Поэтому, с его точки зрения, он действовал не как посланник Б-га, исполнитель Его воли, а как человек, ведомый низменными побуждениями: убрать конкурента, отомстить кому-то, просто уничтожить в порыве гнева.

Именно по этой причине его поступок — тяжкий грех. Не потому, что жертва убита, а потому, что он стал убийцей. Нанес ущерб своей собственной душе. (Но потому возможно и раскаяние: убитого не воскресишь, но душу убийцы исправишь).

В свете этого понятно, что казнь человека, приговоренного к смерти за конкретный грех — это не убийство. Ведь тогда убивающий действует именно как посланник Б-га и исполнитель Его воли — в этом случае Б-г ему именно что сообщил: грешник должен умереть, а стало быть, его жизненная миссия завершена.

Но вот заповедь убивать всех от мала до велика при завоевании Земли Израиля — самое сложное. Нет, конечно, можно просто сказать: поскольку это заповедь того же Б-га, значит, Он и в этом случае сообщил, что миссия всех этих людей завершена и их уничтожение — исполнение Его воли. Вот только то, что миссия действительно завершена, здесь объяснить труднее…

Для начала — идея, что может быть завершена миссия целого народа. В принципе, Б-г прояснил: те народы погрязли в грехах и именно на том этапе — но не раньше — их чаша переполнилась (Берешит 15:16, см. комментарий Раши). Поэтому уничтожение целого народа в этом плане мало чем отличается от казни одного грешника. Следовательно, тот, кто это осуществляет, — всего лишь исполняет волю Б-га.

Причем, не только евреи должны были так поступить тогда с народами, населявшими Землю Израиля. Тора дает аналогичное описание захвата соседними народами их земель: «А на Сеире обитали прежде хорим, и сыны Эйсава изгнали их и истребили их пред собой, и поселились вместо них, как сделал Исраэль с землей наследия своего, которую дал Господь им» (Дварим 2:12), «Землей рефаим считается также она [земля сынов Амона], рефаим обитали на ней прежде, а амоним называли их замзумим. Народ великий и многочисленный, и высокий, как великаны, и истребил их Господь пред ними, и изгнали они их, и поселились вместо них. Как сделал Он для сынов Эйсава…» (там же 2:20-22).

Да и везде на протяжении большей части истории было нормой при взятии любой армией любого города разграблять его и убивать всех жителей без разбору. Только в последнее время это стало считаться военным преступлением, хотя и теперь во многих случаях военачальники заявляют, что стремятся избегать жертв среди мирного населения, но на практике трудно…

Когда такое произошло с нашим собственным народом в Холокост (а тогда захватчики точно не пытались избежать жертв среди мирного населения), несмотря на всё чувство боли и несправедливости, можно хотя бы отчасти объяснить сам факт ухода такой массы людей так: завершилась миссия их мира — европейского еврейства. Ибо те, кто уцелел, построили уже другой еврейский мир, с центрами в Земле Израиля и в Америке.

Но даже если так, всё равно — как объяснить гибель детей? Положим, их общество должно было уйти целиком, а значит, и они как его часть. Или еще вариант: сказали мудрецы (Шабат 32:2): в наказание за нарушение обетов у человека умирают дети.

Во всех этих ситуациях сами дети невиновны, но они должны умереть в силу обстоятельств жизни взрослых, членами семьи или всего общества которых они являются. Поэтому спасти от смерти в этом мире их не получается. Пусть и так, но как же такое может быть справедливым?

Если бы всё человеческое существование было сведено к жизни в этом мире, то да, такое справедливым быть не может. Но ведь мы верим, что этот мир — лишь временное местопребывание человека, а основным станет Будущий мир. Где человек обретет высшее и вечное благо. Именно для этого он был создан.

Только в обычном случае человек не ценит благо, полученное даром, воспринимает его как подачку, а ценит только то, что заработал. Поэтому Б-г и помещает его в этот мир, где он может выполнить миссию и заработать благо своим трудом.

Конкретнее, это благо — не просто зарплата, а состояние души, чувство достижения и полноценности. Человек создан так, что это ему приятнее всего, потому что именно так он уподобляется Б-гу — как Его представитель. Б-г ничего ни от кого не получает, Он самодостаточен и полноценен, Сам творит, достигает и делится плодами Своего творчества с другими. Вот и человеку это приятнее всего.

Но возможно создание и иного типа души. Которой не надо этого чувства достижения для блаженства. Которая получает блаженство от самого своего существования близко к Б-гу. Как младенец. Или как ангел. Возможно, именно такими душами обладают те младенцы, которые так и не получили шанс стать взрослыми в этом мире и выполнить какую-то миссию. Быть может, их душе это и не было нужно. Она была создана лишь с целью существовать и наслаждаться близостью к своему благодетелю: в этом мире — к родителям, а в Будущем — к Б-гу. Вот она туда и попала напрямую. И там стала — как ангел, который тоже был создан без свободы выбора и возможности совершенствовать выбором свою душу, но с изначально чистой душой, для которой сама близость к Б-гу и есть высшее наслаждение. Неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — в этом плане они действительно схожи.

Конечно, трудно принять это как полноценный ответ, и мы естественным образом должны содрогаться от одной только мысли о гибели невинных детей. Но идея — достаточно допустимая для того, чтобы у нас не было основания для претензий к Б-гу по поводу несправедливости жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава начинает с рассказа том, как Итро, тесть пророка Моше (Моисея), пришел в стан евреев, и о том, какие советы он дал Моше. Затем описывается Синайское откровение — Дарование Торы на горе Синай — и изречение Всевышним Десяти заповедей. Читать дальше