Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как и какие плоды можно покупать в субботний год?

Темы: Шмита, Кашрут, Земля Израиля, Еда, Святость, Этер мехира

Отложить Отложено

Что-то я совсем запутался. Сейчас шмита, «субботний год», есть разные овощи и фрукты, что-то привозят из-за границы, что-то растет здесь. Можете, пожалуйста, всё разъяснить: как и какие плоды можно покупать в шмиту? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, в год шмиты в овощных магазинах можно увидеть различные надписи с информацией о товарах, которые могут ввести в заблуждение того, кто во всём этом не до конца разобрался. Поэтому давайте попробуем вкратце разобрать, какие овощи и фрукты могут появляться в магазине и каков будет их статус согласно законам седьмого года.

В год шмиты в магазинах можно встретить овощи и фрукты следующих видов:

1. Йевуль хуль(יבול חו"ל)  — плоды, выращенные за пределами Земли Израиля; на них не распространяются законы шмиты.

2. Шишит(שישית)  — плоды, выращенные в шестом году, т. е. за год до шмиты; на них не распространяются законы шмиты.

3. Йевуль нохри(יבול נוכרי)  — плоды, выращенные в Земле Израиля на полях, принадлежащих нееврею.

4. Этер мехира (היתר מכירה) — плоды, выращенные в Земле Израиля на полях, принадлежащих еврею, которые на год шмиты продали нееврею.

5. Оцар бейт-дин(אוצר בית דין)  — плоды, выращенные на территории Земли Израиля по заказу еврейского суда для распределения среди населения.

6. Маца менутак(מצע מנותק)  — плоды, выращенные специальных образом в парниках, так, чтобы не считалось, что они растут на земле.

Теперь давайте вкратце разберем, какие законы относятся к каждому из этих видов.

1. Йевуль хуль (יבול חו"ל)

Как мы помним, это плоды, выращенные за пределами Земли Израиля, и на них не распространяются законы седьмого года.

Если эти плоды можно отличить от подобных им плодов, выращенных в Земле Израиля, по форме или по маркировке, свидетельствующей, что они привезены из-за границы, то их разрешено продавать обычным образом в обычном магазине.

Следует отметить: по Торе законы шмиты распространяются не на всю территорию современного Израиля, а только на ту, что была заселена евреями после возвращения из вавилонского изгнания во времена Эзры. На территории, которая была заселена евреями после возвращения из Египта во времена Йеошуа бин-Нуна, законы шмиты имеют статус постановления мудрецов (дэ-рабанан), а не Торы.

Поэтому, например, есть мнение, что южная граница территории, на которую распространяются законы шмиты, проходит южнее Мертвого моря (так считает департамент кашрута Бадац Эйда Харедит). Согласно этому мнению, сельскохозяйственная продукция поселений Эйн-Яхав, Цофер, Паран и т. д., считается выращенной за пределами Земли Изриля.

Согласно другому мнению, южная граница проходит еще южнее, по 30-ой параллели (так считал рав Элияшив). По этому мнению, сельскохозяйственная продукция Лутана, Йотваты, Элифаза, Эйлата и т.д. считается выращенной за пределами Земли Израиля. 

2. Шишит (שישית)

Шишит — это плоды, выращенные на Земле Израиля в шестом году сельскохозяйственного цикла, т. е. за год до шмиты, на нее не распространяются законы шмиты.

Для овощей святость седьмого года начинается с момента, когда их собрали с грядки. Так, если овощи были собраны до начала седьмого года, на них нет святости седьмого года. Поэтому первые месяцы года шмиты овощи, которые хранятся долго, например, картофель, лук и т. п., всё еще относятся к шестому году, а значит, на них не распространяются законы шмиты.

На овощах, которые начали расти в шестом году, но были срезаны в седьмом, есть святость седьмого года. Их можно употреблять в пищу, соблюдая законы обращения с плодами седьмого года.

Запрет употреблять в пищу овощи седьмого года

Овощи, которые начали расти и полностью выросли в седьмом году на территории Земли Израиля на полях, принадлежащих еврею, запрещены в пищу. Это так называемый запрет сфихин. Мудрецы опасались, что люди будут тайно сажать овощи, а в свое оправдание скажут, что те выросли сами, поэтому мудрецы вообще запретили такие овощи в пищу. Этот запрет распространяется только на однолетние овощи, поэтому, например, к бананам и ананасам он не относится.

Таким образом, в седьмой год можно есть только овощи шестого года или овощи, привезенные из-за границы, или овощи, выросшие, во владении нееврея, см. ниже.

На нашем сайте есть специальная таблица, где указано, с какого момента святость седьмого года начинается для основных видов овощей и с какого момента на них будет распространяться запрет сфихин.

Фрукты седьмого года

Для фруктов святость седьмого года начинается с момента завязи (с момента, когда плоды выросли на треть, по другому мнению — с того момента, когда отпадает цветок и начинается рост плода). 

Поэтому зимние фрукты — такие, как цитрусовые, авокадо, хурма и др., которые мы видим на прилавках магазинов в седьмом году, всё еще являются плодами шестого года, и на них не распространяется святость шмиты, поскольку их завязь сформировалась в шестом году. Зато в восьмом году (5783) на этих фруктах будет святость седьмого года.

Летние фрукты, например, абрикосы, которые окажутся на прилавках летом седьмого года, будут обладать святостью шмиты, поскольку их момент время их завязи — зима седьмого года. 

На нашем сайте есть специальная таблица, из которой можно узнать, с какого момента начинается святость седьмого года для основных видов фруктов.

3. Йевуль нохри (יבול נוכרי)

Йевуль нохри — сельскохозяйственная продукция, выращенная в Земле Израиля на полях, принадлежащих нееврею. На овощи, выращенные во владении нееврея, не распространяется запрет сфихин.

Существует давний спор мудрецов о том, есть ли на этих плодах святость седьмого года. По мнению Бейт Йосефа[i], Пеат а-Шулхан[ii] и др., поскольку эти поля принадлежат нееврею, законы шмиты на них не распространяются, поэтому на их плодах нет святости. По мнению Мабита[iii], Хазон Иша[iv] и рава Элияшива[v], святость седьмого года распространяется и на эти плоды, несмотря на то, что поля принадлежат нееврею.

Поэтому Бадац Эйда Харедит полагается на обычай, принятый в Иерусалиме. Этот обычай установлен в соответствии с мнением Бейт Йосефа, который полагает, что на плодах, выращенных на нееврейском поле, нет святости седьмого года.

А департаменты кашрута Шеэрит Исраэль и рава Эфрати[vi] принимают мнение Хазон Иша и рава Элияшива и исходят из того, что на плодах, выращенных на нееврейском поле в Эрец-Исраэль, есть святость.

Поэтому необходимо уточнить у своего раввина, на какой обычай следует полагаться в этом вопросе.

Продажа плодов йевуль нохри

Здесь возникает следующий вопрос. Известно, что торговать обычным образом плодами, на которых есть святость седьмого года, запрещено. Почему же тогда можно увидеть плоды йевуль нохри в обычных овощных магазинах?    

Магазины, которые работают в соответствии с мнением Бейт Йосефа нет никаких проблем, поскольку по этому мнению у плодов йевуль нохри нет святости, поэтому и нет ограничений их покупать и продавать. 

В магазинах, которые работают в соответствии с мнением Хазон Иша (на плодах йевуль нохри есть святость седьмого года), продажа плодов происходит следующим образом. Покупатель подписывает договор с магазином или непосредственно с департаментом кашрута о том, что он уполномочивает их прибрести для него у нееврея необходимые ему овощи и фрукты и доставить их в магазин. Покупатель, в свою очередь, обязуется возместить расходы на покупку и доставку этих товаров. Таким образом товар становится собственностью покупателя с того момента, как его приобретают у нееврея, а в магазине покупатель не покупает его, а только получает и возмещает расходы по его покупке и доставке.

Поэтому тот, кто принимает мнение Хазон Иша, должен подписать такой договор. Этот договор называется Штар шлихут (שטר שליחות), и его можно подписать в каждом магазине, который инспектируется департаментами кашрута, полагающимися на мнение Хазон Иша. Договор действителен в течение года во всех магазинах, которые инспектируются данным департаментом кашрута. Договор составлен так, что даже те, кто его не подписал, смогут покупать овощи и фрукты в данном магазине по этой системе. 

Человек, который полагается на мнение Хазон Иша о том, что на плодах, выращенных на нееврейском поле в Эрец-Исраэль, есть святость, может приобретать такие плоды и в магазине, который работает в соответствии с противоположным мнением — что на этих плодах нет святости (например, в магазинах Бадац эйда харедит).

Ему было бы запрещено покупать в этих магазинах, если бы он таким образом провоцировал продавца на нарушение (это было бы нарушением заповеди «Перед слепым не ставь препятствия», см. Ваикра 19:14 и комментарии). Но в данном случае, поскольку продавец полагается на своих раввинов, которые разрешают продажу, покупатель не провоцирует его нарушить запрет. В таком случае лучше произвести оплату чеками или кредитной карточкой. Понятно, что покупатель должен будет обращаться с этими плодами так, как будто на них есть святость седьмого года.

4. Этер мехира (היתר מכירה)

Этер мехира — сельскохозяйственная продукция, выращенная в Земле Израиля на полях, принадлежащих еврею, которые на год шмиты были проданы нееврею. Буквально «этер мехира» означает «разрешение на продажу», т. е. разрешение продать землю в Эрец-Исраэль нееврею.

Этот «патент» основывается на мнении Бейт Йосефа, приведенном выше, согласно которому на плодах, выращенных во владении нееврея, нет святости седьмого года. После того, как земля была продана нееврею, на урожай, по мнению сторонников метода этер мехира, не распространяются законы седьмого года. Соответственно, после продажи нееврею, по большому счету год шмиты на этих землях не отличается от остальных шести лет сельскохозяйственного цикла.

Вопрос о «кошерности» этого патента встал более 120 лет назад. У него было немало сторонников — из-за тяжелого экономического положения, когда сельское хозяйство являлось единственным источником пропитания. Но были и противники — даже в те годы, когда положение в Земле Израиля было очень тяжёлым и шла борьба за выживание. В то время этер мехира рассматривался как одноразовая мера, подходящая лишь для тогдашних условий. Но, тем не менее, продажа земли неевреям практикуется и в наше время.

Такая продажа связана с различными галахическими проблемами: в Торе есть прямой запрет продавать земли на территории Эрец-Исраэль нееврею; тяжело оформить продажу так, чтобы она была легитимной с юридической точки зрения; кроме того, зачастую те, кто обрабатывает землю, не являются ее фактическими владельцами и поэтому не могут ее продать, а найти настоящих владельцев не всегда представляется возможным и др.

Подробнее об этер мехира и о том, почему невозможно на него полагаться в наше время, можно прочитать в ответе рава Бен-Циона Зильбера.

Поскольку такая продажа не является легитимной, то плоды, выращенные на проданных землях, остаются еврейскими, и на них сохраняется святость седьмого года. А овощи, выращенные на этих землях, подпадают под запрет сфихин и запрещены в пищу.

С покупкой плодов, выращенных на таких полях, есть немало проблем, о которых будет сказано ниже.

5. Оцар бейт-дин ((אוצר בית דין

Фрукты, выросшие на Земле Израиля во владении еврея, являются «ничейными», на них — святость седьмого года. Поэтому большинство видов работ, необходимых для их выращивания, запрещены. Кроме того, ими нельзя торговать. Однако есть возможность распределять их среди населения в рамках оцар бейт-дин (запасы еврейского суда).

Во времена Талмуда посланники еврейского суда отправлялись в сады, собирали там выросшие фрукты, а затем распределяли их среди населения по необходимости.

Сегодня оцар бейт-дин работает следующим образом. Суд как посланник людей, заинтересованных в этих плодах, назначает владельца сада своим посланником, чтобы он мог заботиться о плодах разрешенным способом, собрать плоды и доставить их куда необходимо. Суд контролирует, чтобы выполнялись только разрешенные работы и сбор урожая осуществлялся разрешенным способом.

Затем плоды распределяются среди населения, плата за сами плоды не взимается, оплачивается только работа, доставка, хранение и т. п. Соответственно, запрет торговли плодами, на которых святость седьмого года, не нарушается, поскольку за сами плоды покупатель не платит.

Еще одно условие, которое должно выполняться, чтобы раздача плодов не выглядела как продажа: раздачу не проводят в местах продажи — магазинах и т. п. Можно раздавать плоды, например, на частной квартире. Однако, согласно мнению рава Элияшива, плоды оцар бейт-дин разрешено распределять и в обычных магазинах — при условии, что будет видно и понятно, что они не продаются, а распределяются. Поэтому в магазинах можно увидеть специальные стенды с плодами оцар бейт-дин.

Овощи оцар бейт-дин

Поскольку, как было сказано, овощи, выросшие в Земле Израиля во владении еврея, запрещены мудрецами в пищу из-за запрета сфихим, невозможно организовать оцар бейт дин для их выращивания.

Оцар бейт-дин возможен только для овощей, которые начали расти в шестом году сельскохозяйственного цикла и были срезаны в седьмом. Поскольку такая система может работать только в течение короткого периода в начале года, на практике зачастую ее применение представляется нецелесообразным.

6. Плоды, выращенные в парниках (מצע מנותק)

По мнению рав Элияшива, плоды, выращенные в парниках внутри емкостей, не имеющих отверстий, не считаются выросшими на земле, поэтому на них нет святости седьмого года. Такой способ выращивания позволяет также избежать проблем с жучками, которые поражают эти растения и, разумеется, запрещены в пищу. Необходимо также, чтобы емкости и парники принадлежали нееврею и чтобы он производил там все необходимые работы.

Этот способ, в основном, используется для выращивания зелени: салата (хасы), укропа, сельдерея и т. п.

Заключение

В свете сказанного понятно, что продукцию в седьмой год можно покупать только в магазинах с надежных эхшером (удостоверением кашрута).

В обычных магазинах, торгующих плодами этер мэхира, могут встретиться следующие проблемы:

— там могут быть овощи, запрещенные в пищу из-за запрета сфихин.

— там могут быть плоды, которые охранялись, т. е. не были «ничейными» в год шмиты (шамур), а также плоды, выращенные с использованием запрещенных работ (нээвад). Есть мнение, что такие плоды также запрещены в пищу.

— покупка и продажа в таких магазинах связана с нарушением запрета продажи плодов, на которых святость седьмого года.

— деньги, которые платят за плоды, на которых святость седьмого года, также обретают святость: на них можно покупать только продукты и их нельзя передавать человеку, не разбирающемуся в законах шмиты

— сдача, которую получают в таких магазинах, может быть также из денег, которые обрели святость. Незнание этого может привести к тому, что их будут использовать запрещенным способом

Для удобства давайте приведем таблицу, которая систематизирует различные виды плодов и их статус в отношении святости седьмого года

Вид плодов

Святость седьмого года

1. Йевуль хуль (יבול חו"ל)

Нет святости

2. Шишит (שישית)

Нет святости

3. Йевуль нохри (יבול נוכרי)

Спор, есть два мнения. Бейт Йосеф – нет святости, Мабит – есть святость

4. Этер мехира  (היתר מכירה)

Есть святость (существует много проблем при купле-продаже), овощи запрещены в пищу 

5. Оцар бейт-дин (אוצר בית דין)

Есть святость

6. Маца менутак (מצע מנותק)

Нет святости

С уважением, Яков Шуб

 

 

[i] Бейт Йосеф — Раби Йосеф бен-Эфраим Каро (Мехабер, Маран; 5248-5335/1488-1575, Испания — Эрец-Исраэль) — выдающийся раввин и кодификатор, составитель Шулхан Аруха.

[ii] Пеат а-Шулхан — Раби Исраэль бар-Шмуэль Ашкенази из Шклова (ок. 5530-5599 /ок. 1771-1839) — ученик Виленского Гаона, один из руководителей ашкеназской общины Земли Израиля.

[iii] Раби Моше бар-Йосеф Терани (Мабит; 5260-5340/1500-1580, Турция — Эрец-Исраэль) — выдающийся раввин, мыслитель и законовед.

[iv] Раби Авраам-Йешая бар-Шмерияу-Йосеф Карелиц, известный как Хазон Иш (5639-5714/1879-1953), — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.

[v] Рав Йосеф-Шалом Элияшив )5670-5772/1910-2012, Российская империя — Израиль) — крупнейший галахический авторитет и мудрец Торы современности, духовный лидер последнего поколения. Благодаря самоотверженному изучению Торы и глубокому пониманию законов Творца, рав Элияшив был одним из тех, кто определял духовную — и не только духовную — жизнь еврейского народа в конце 20 — начале 21 вв.

[vi] Рав Йосеф-Йекутиэль Эфрати (род. в 5713/1953) — глава Бейт Мидраш Гавоа лэ-hалаха ба-итйашвут а-хаклаит (Высшего Бейт-Мидраша по законом сельскохозяйственного поселения).

Материалы по теме

Кашрут

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Смесь мясного и молочного запрещена Торой

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Кашрут — лекарство от духовной невосприимчивости

Рав Элияу Левин

О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ