Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наше дурное начало — враг или тренер?

Темы: Дурное начало, Злое начало, Йецер а-ра, Испытание, Война, Свобода выбора, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые.

Интересует такой момент. Как внутренне нужно относиться к йецер а-ра (дурному началу в человеке)? Имеется в виду — с каким умонастроением? Поясню.

С одной стороны, дурное начало ежесекундно нас «изводит» и ставит в сложные ситуации испытаний. Вроде бы нужно испытывать «агрессию» и «праведный гнев» (типа: «Ах ты, гад, опять меня подловить хотел?! а вот фиг тебе!» ну и т. п.).

С другой же стороны, йецер а-ра — это тоже ведь творение Б-га. Причем, как я понимаю, творение без свободы воли и именно с такой миссией — испытывать нас. То есть, делается это не по злому умыслу, а «по поручению» Творца. И для нашей же пользы в итоге.

И, стало быть, надо относиться терпимо, как к тренеру, который выматывает борца тренировками — и в итоге борец выигрывает какое-то соревнование. То есть вполне логично и поблагодарить (разумеется, после благодарности Творцу). В итоге: нужно ли относиться к йецер а-ра как к нашему врагу (пусть и делающему нас сильнее)? Или как-то иначе? С уважением, Серж П.

Отвечает рав Элияу Левин

Шалом, Серж!

Вы задаете интересный вопрос.

Вы совершенно правы в том, что йецер а-ра является не самостоятельной силой, а лишь одним из творений Всевышнего, исполняющим свою функцию. По этой причине личные отношения с йецер а-ра построить невозможно.

Предположим, человек решил покорить Эверест. Плохие погодные условия, несомненно, являются серьезной помехой, но проклинать ветер или оползни не имеет смысла. Преодолевая сложности, альпинист становится сильнее и опытнее, но и в этом случае не сложности заслуживают похвалы, а тот человек, который смог их преодолеть.

То же самое относится и к йецер а-ра. С одной стороны, его постоянное воздействие создает нам свободу выбора и предоставляет возможности для духовного роста, но, с другой стороны, если человек расслабится, он может потерять жизнь не только в этом мире, но и в Будущем…

«Знать врага в лицо» — одно из необходимых условий победы в борьбе с йецер а-ра, и для этого мы учимся. При этом понимаем, что сила эта не является самостоятельной. Работая над собой, мы заслуживаем особую помощь Свыше, благодаря которой выходим победителями в этой борьбе.

С наилучшими пожеланиями, Элияу Левин

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него

Льется еврейская кровь, и никто не уверен в своей безопасности! Почему так происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?

Зачем нужен Сатан?

Рав Реувен Куклин

Зачем Творец создал провокатора?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше