Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наше дурное начало — враг или тренер?

Темы: Дурное начало, Злое начало, Йецер а-ра, Испытание, Война, Свобода выбора, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые.

Интересует такой момент. Как внутренне нужно относиться к йецер а-ра (дурному началу в человеке)? Имеется в виду — с каким умонастроением? Поясню.

С одной стороны, дурное начало ежесекундно нас «изводит» и ставит в сложные ситуации испытаний. Вроде бы нужно испытывать «агрессию» и «праведный гнев» (типа: «Ах ты, гад, опять меня подловить хотел?! а вот фиг тебе!» ну и т. п.).

С другой же стороны, йецер а-ра — это тоже ведь творение Б-га. Причем, как я понимаю, творение без свободы воли и именно с такой миссией — испытывать нас. То есть, делается это не по злому умыслу, а «по поручению» Творца. И для нашей же пользы в итоге.

И, стало быть, надо относиться терпимо, как к тренеру, который выматывает борца тренировками — и в итоге борец выигрывает какое-то соревнование. То есть вполне логично и поблагодарить (разумеется, после благодарности Творцу). В итоге: нужно ли относиться к йецер а-ра как к нашему врагу (пусть и делающему нас сильнее)? Или как-то иначе? С уважением, Серж П.

Отвечает рав Элияу Левин

Шалом, Серж!

Вы задаете интересный вопрос.

Вы совершенно правы в том, что йецер а-ра является не самостоятельной силой, а лишь одним из творений Всевышнего, исполняющим свою функцию. По этой причине личные отношения с йецер а-ра построить невозможно.

Предположим, человек решил покорить Эверест. Плохие погодные условия, несомненно, являются серьезной помехой, но проклинать ветер или оползни не имеет смысла. Преодолевая сложности, альпинист становится сильнее и опытнее, но и в этом случае не сложности заслуживают похвалы, а тот человек, который смог их преодолеть.

То же самое относится и к йецер а-ра. С одной стороны, его постоянное воздействие создает нам свободу выбора и предоставляет возможности для духовного роста, но, с другой стороны, если человек расслабится, он может потерять жизнь не только в этом мире, но и в Будущем…

«Знать врага в лицо» — одно из необходимых условий победы в борьбе с йецер а-ра, и для этого мы учимся. При этом понимаем, что сила эта не является самостоятельной. Работая над собой, мы заслуживаем особую помощь Свыше, благодаря которой выходим победителями в этой борьбе.

С наилучшими пожеланиями, Элияу Левин

Материалы по теме

Что говорят раввины о положении в Израиле, что будет?

Рав Бенцион Зильбер

И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Как избавиться от дурных мыслей?

Рав Бенцион Зильбер

Как убежать от самого себя?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.