Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мне не положено богатство, Всевышний может всё равно его послать — на совершение добрых дел?

Темы: Богатство, Предопределение, Свобода выбора и предопределенность, Заповеди, Богобоязненность

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогой раввин! У меня появился вопрос. Сказано — «всё предопределено Небесами, кроме трепета перед ними». То есть здоровье, богатство (материальное) предопределено, но не трепет перед Небесами. Человек может быть и праведником, и грешником.

И вот если взять двух людей. Допустим, первый хочет стать миллионером для себя, чтобы ему было хорошо. Второй человек говорит — «Всевышний, это нужно не для меня. Это нужно для Тебя. Эти деньги мне нужны, чтобы выполнять заповеди. Чтобы освящать имя Всевышнего, помогать другим людям (благотворительность), спонсировать учреждения, которые занимаются изучением Торы, чтобы больше людей становились набожными». И сейчас я говорю не только про евреев, так как я узнал из вашего сайта, что и неевреи обязаны это всё делать.

И в итоге: может ли Всевышний сказать — «Хорошо, тебе это не положено. Но поскольку это нужно не для тебя, а для того чтобы выполнять заповеди, Я тебе дам это Свыше. Это тебе не положено, но Я всё равно дам»?

И я так понимаю, что эти все вещи, что были перечислены раньше, — они напрямую влияют на степень праведности, заслуги перед Всевышним у того человека намного больше. Может ли быть такая ситуация? Очень благодарен вашей организации и каждому раввину (и не только) в отдельности. Огромное спасибо! Константин

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Константин!

Вы приводите высказывание мудрецов: «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). Но что, в сущности, означают эти слова? Мы не можем «подкупить» Творца, сказав: «Дай мне богатство, чтобы я мог воспользоваться им для добрых дел!» Оно придёт к нам в руки, только если это будет соответствовать планам Творца.

Другое дело, мы можем использовать средства и силы, которые уже в наших руках, для добрых дел. И неважно, чем именно мы обладаем и какими возможностями располагаем. Всегда, в любой ситуации и при любом раскладе, мы стоим перед выбором — действовать лишь для своей корысти или исполнить желание Творца. Хотя это часто совпадает.

Речь необязательно идёт о наличии или отсутствии денег. Это может быть любое наше умение, это может быть та или иная индивидуальная наша черта. Если мы направим это на служение Творцу, на выполнение Его воли, то удостоимся прожить жизнь со смыслом, исполнив своё предназначение.

Если мы поступим так только для того, чтобы заслужить награду, это не отменит наших добрых дел, но принизит нашу работу. Но и это лучше, если б мы позволили себе быть бездеятельными только затем, чтобы никто не подумал, что нас интересует награда.

С другой стороны, помогая людям, не надо рассчитывать на их благодарность. Признательность тех, кому помогаем, — вещь полезная и повышает энтузиазм, но иногда люди, находящиеся в беде, слишком поглощены своими проблемами, чтобы в полной мере оценить наш поступок.

Если ощущаем разочарование от недостаточного признания наших заслуг, если опускаются руки, когда нас не оценили в должной мере, стоит насторожиться и задать себе вопрос: действительно ли мы помогаем людям, чтобы исполнить заповедь, или наш альтруизм продиктован желанием проявить себя?

Повторю, для тех, кому мы поможем, это неважно. Но ведь недаром сказано, что доброе дело ценится выше, если сделано ради повеления Творца, а не продиктовано чем-либо другим.

Религиозный человек, в отличие от других, помогает ближним не потому, что это ему самому приятно или он видит в этом своё призвание, или, тем паче, чтобы самоутвердиться, — его главным побуждением является Небесный императив, заповедь.

Почему это важно? Да потому, что, будучи, скажем, от природы чёрствым, равнодушным и жестоким, — но совершая, тем не менее, добрый поступок ради Творца и по Его предписанию, человек освящает Имя Творца. Ну, и попутно исправляет собственные недостатки.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Рав Реувен Пятигорский

Мой друг Серега – миллионер

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Знание Б-га не противоречит свободе выбора?

Рав Реувен Куклин

Все предопределено, и свобода дана?

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Почитание отца и матери

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

За то, что праведный Дама бен Нетина отказался извлечь прибыль из совершенного им доброго дела, в ту же ночь на Небесах было решено воздать ему другой наградой. По материалам газеты «Истоки»

Как научиться страху перед Всевышним?

Рав Реувен Куклин

Меня этому никто никогда не учил?..

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше