Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”

Имеет ли человек право изменять мир?

Темы: Цель творения, Предназначение, Тора и наука, Природа, Заповеди, Животные

Отложить Отложено

Вопрос экологического характера. Мы знаем, что Б-г сотворил мир.

1. Соответственно, всё, что создал Б-г, совершенно. Тогда имеет ли право человек перестраивать мир? Менять облик земли: вырубать леса, осушать болота, водоёмы, менять течение рек? Выводить новые подвиды животных, скрещивая их (осёл, мул, собаки и т. д.), уничтожать виды животных, что меняет экологическую систему? Ведь если этот мир — совершенное создание Б-га, то его изменение — это нарушение совершенства!

1.1 Если человек вправе изменять мир/природу, будучи подобным Б-гу в том, что он в какой-то мере так же, как и Б-г, — творец, то значит ли это, что человек вправе вырубить все леса, уничтожить всех животных, выкачать все углеводороды и т. п.? А ГЛАВНОЕ: где граница этому, когда вырубать леса ещё можно, а когда уже нельзя?

Это, думаю, сегодня очень актуальные вещи.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Ваш вопрос действительно актуален. А простой ответ на него — как Вы, наверное, можете предположить: да, человек может изменять мир, но при этом не должен его портить.

Сотворив человека, Б-г сказал ему (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской, и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле».

Здесь Б-г ясно говорит: не просто размножайтесь и наполняйте землю — так могут и кролики, а именно покоряйте ее и властвуйте над ее животным миром.

Как раз за последние века с их научно-техническим прогрессом в полной мере раскрылось, как человек может изменять землю. Как использовать ее ресурсы и законы природы, чтобы в корне изменить жизнь. Какого уровня могут быть научные открытия и изобретения.

Всё это человек делает с помощью разума, которым Б-г наделил его изначально, а также с помощью идей, которые Б-г продолжает посылать ему на каждом этапе его развития. Поэтому, хотя человек был создан уже давно, многие открытия и изобретения сделаны в последние века — только тогда Б-г решил, что наступило время дать человеку эти идеи и инструменты.

Но многое человек умел делать и в давние времена. Например, как свидетельствует Тора, уже в эпоху ее дарования в Египте рыли каналы и отводили воду из Нила на поля, орошая их и так выращивая урожаи, необходимые для жизни. Это к вопросу о руслах рек.

Размножение человека и наполнение земли людьми неминуемо означает необходимость строительства жилищ и целых городов, которых не было раньше. А где их строить? Ведь нет специально подготовленных пустых площадок.

Да и расположение и размер городов — не постоянны, чтобы можно было изначально всё определить. Уже не раз бывало, что большой город терял свое значение и приходил в упадок, а новыми центрами активности становились другие города. Например, города, построенные около центров угольной промышленности, в последнее время пришли в упадок вместе с этой отраслью. Или, в более давние времена, города, построенные как столицы империи, теряли свое значение, когда эти империи сходили с арены.

Короче, чтобы построить новый город или расширить уже существующий, но становящийся по-новому значимым, надо расчистить под него место. А это значит: вырубить леса, осушить болота, иногда «отвоевать» у моря часть суши. Значит, человеку можно всё это делать, иначе не размножишься и не наполнишь землю.

В то же время понятно, что если вырубить ВСЕ леса и уничтожить ВСЕХ животных, это будет уже не просто расчистка места для жизни человека, но и уничтожение других «сегментов» творения, которые значимы — в том числе и для самого человека. Ведь уничтожение лесов лишит его же кислорода. И уничтожение разных видов животных лишит его той пользы, которую они могут приносить, и вообще нарушит баланс в его мире. Поэтому так человек скорее срубит сук, на котором сидит.

Да и, согласно традиции, приводимой мудрецами (мидраш в Коэлет Рабба 7:1), Б-г ясно сказал Адаму: посмотри, как прекрасно всё творение, и всё это Я создал для тебя. Позаботься же о том, чтобы не испортить Мой мир.

Значит, человек должен придерживаться разумного баланса: стремиться к развитию и прогрессу, но не ценой порчи и уничтожения созданного Б-гом мира. Этот мир надо использовать, но не разрушать.

На уровне символики, поясняет Рамбам[i], в этом, среди прочего, смысл заповедей не забивать в один и тот же день корову или овцу и ее теленка или ягненка (Ваикра 22:28), а также — не забирать из гнезда птицу-мать вместе с птенцами или яйцами (Дварим 22:6-7). Это символизировало бы не использование отдельной особи для своих нужд, а уничтожение всего вида.

На уровне практики, конечно, часто непросто определить, где именно проходит граница. Ведь если зарезать корову-мать не в тот же день, а на следующий, и делать это постоянно, то рано или поздно весь вид всё-таки будет уничтожен. Или, если говорить о вырубке лесов, понятно, что срубить одно дерево вполне допустимо, это принесет пользу тем, кому нужно это место или древесина, а вред почти неощутим. Но если каждый раз рубить по одному дереву, в конечном счете, вред накопится и станет ощутимым, может быть вырублен целый лес.

Что же делать? То, что уже делают: принимают разного рода законы по экологии, регулирующие рубку лесов: разрешают ее, но не бесконтрольно, а для определенных важных целей, с ограничениями. Как водится, законы, а тем более их применение, несовершенны, но так лучше, чем никак. И так человеку постоянно предоставляется возможность для дальнейшего совершенствования мира.

Но Вы также задаете вопрос: а почему деятельность человека вообще должна считаться совершенствованием? Если мир создал Б-г, значит, Его творение уже совершенно! А человек, изменяя что-либо, может только портить, не так ли?

На этот вопрос отвечает Раби Акива[ii] (мидраш в Танхума, Тазриа 5). Римский наместник Тиний Руф спросил его: чьи деяния более совершенны — Б-га или человека? На что Раби Акива к удивлению римлянина ответил: человека. И привел простой довод: что совершеннее: пшеничные зерна, созданные Б-гом, или хлеб, испеченный из них человеком?

Подобным образом он ответил и на вопрос об обрезании: если обрезанный человек более совершенен телом, почему Б-г не создал его таким сразу?

А потому, что Б-г хочет сделать человека Своим партнером по созданию и совершенствованию мира. Он создал человека для того, чтобы наделить его высшим благом, а такое благо на самом деле — уподобление Самому Б-гу. Уподобление в том, что Б-г Полноценен и творит. Вот и высшее благо для человека — творить и испытывать от результата чувство достижения и полноценности. Поэтому Б-г и дал ему возможность и даже миссию совершенствовать созданный Им мир, чтобы человек стал таким партнером и испытал буквально б-жественное наслаждение.

А совершенен созданный Б-гом мир в том, что является идеальной площадкой для деятельности человека. Идеальным материалом для построения человеческой цивилизации. Как и жизнь в этом мире: хотя, на первый взгляд, далеко не идеальна, на самом деле предоставляет человеку идеальные возможности для деятельности и совершенствования себя и мира.

Это неизбежно следует из самого того факта, что Б-г создал жизнь: ведь она неминуемо означает какое-то движение и действие. Если же сотворенный Б-гом мир считался бы полностью совершенным, то в нем вообще ничего нельзя было бы передвинуть и изменить, ведь всё — в точности на своем месте! А это означало бы абсолютно статичный мир — а значит, мертвый. Так что факт существования жизни неизбежно означает необходимость действия — изменения того, что уже создал Б-г, а это значит, совершенствования.

В то же время Тора однозначно запрещает упомянутое Вами скрещивание разных видов животных, таких, как осел и лошадь, плодом которого является мул (Ваикра 19:19). Но здесь мудрецы, среди прочего, поясняют: у самого мула потомства уже не будет. То есть, казалось бы, развитие и совершенствование этого аспекта творения, наоборот, заводит всю линию в тупик.

Продолжим же совершенствовать мир так, как позволила Тора, не забывая при этом, что надо именно совершенствовать, а не портить.

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид — величайший еврейский мыслитель и законоучитель 4895-4965/1135-1204

[ii] Раби Акива бен Йосеф (3775—10 тишрей 3896 /15—135) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше