Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надо любить Б-га всем сердцем. А как же жена, дети, друзья — ведь и им принадлежит часть сердца?

Темы: Любовь, Заповеди, Сердце, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему, Комментарии

Отложить Отложено

Объясните, пожалуйста, суть выражения «всем сердцем», которое часто встречается в Торе и содержится в одной из Заповедей.

Здесь у нас, видимо, проблема в переносе понятий по соотношению целого и части из теории множеств — на понятия субъектов духовного мира. Целым сердцем любить Б-га — а как жена, дети, друзья, работа? Ведь и им принадлежит часть сердца!

Так интерпретируют некоторые люди. Я не согласен. Здесь необходим высший уровень мышления (выше логики и диалектики), чтобы уразуметь Истину. Заранее благодарен. И в долгу за потраченное Вами время на поиск ответа. Николай

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Николай!

Вы задаете интересный вопрос. Представляется, что нам действительно нужно правильно понять выражение «всем сердцем», а также и правильно определить «любовь». Тогда поймем и смысл повеления Торы «любить Б-га всем сердцем» (Дварим 6:5).

А то ведь и вправду вопрос: как можно всем сердцем любить кого-то, при этом оставляя место и для других?

Кстати, и для себя тоже!

Как?!

А вот так, ведь написано (Ваикра19:18): возлюби ближнего — как самого себя! Не «вместо самого себя», а «как самого себя». Любовь к себе Тора вовсе не осуждает, а принимает как должное. Только ближнего надо любить так же. Но как это возможно?

Итак, что такое любовь?

Здесь, вроде бы, наблюдаем некое противоречие. С одной стороны, любовь — это симпатия к человеку и стремление с ним сблизиться. Если я люблю женщину, значит, она мне нравится и я хочу, чтобы она стала моей женой, чтобы провести вместе жизнь. Да и любовь к любым людям — родственникам, друзьям — означает: мне приятно их общество, хочу быть с ними.

С другой стороны, любовь означает, что мы хотим для того, кого любим, самого лучшего. А если конкретному человеку в его обстоятельствах лучше быть не со мной?

Например, детям, когда они подрастают, важно постепенно отрываться от родительского дома и начинать самостоятельную жизнь: сначала уходить только на учебу, потом и вовсе жить отдельно. Мало кто будет спорить, что в данном случае попытки удержать ребенка навсегда при себе в ущерб его развитию — это «неправильная» любовь.

А вот еще вопрос. По мнению мудрецов, истинная любовь ни от чего не зависит (Авот 5:16). Но как такое может быть? Ведь я люблю того или иного человека за то, что он хороший или добрый, умный, красивый и т. п. И если он перестанет таким быть, то для любви уже не будет причин, правильно?

Нет, неправильно. Возьмем любовь к детям, родителям, братьям. Мы их любим только потому, что они хорошие? Нет, мы склонны считать их хорошими (и, если надо, защищать от нападок) потому, что их любим. Ребенка будут любить вне зависимости от того, какой дорогой в жизни он пойдет (хотя, конечно, будут желать ему лучшего).

Что же такое любовь?

Представляется, что это — идентификация с человеком. Отождествление. Видение мира с его точки зрения.

То есть действительно близость, но более глубокая, чем чисто физическая. Да, при возможности, его общество, беседа с ним. Но если для его блага важнее быть в другом месте, то именно этого ему и желать, видя мир с точки зрения его интересов.

Ибо в основе этого любовь к нему — такая, как к самому себе. Разве это не противоречие? Нет, поскольку имеется в виду включение того, кого любим, в наше «расширенное Я». Как говорит рав Деслер, лучший способ достичь истинной любви к ближнему — делать ему добро. Ибо тогда вкладываешься в него и начинаешь видеть в нем самого себя. И, естественным образом, желать «себе» всего наилучшего.

И тогда противоречие между любовью к себе и к ближнему — не больше, чем противоречие между любовью к своей правой руке и к своей же левой. Например, если я болен, то, несмотря на любовь к ближнему, хочу, чтобы сейчас он держался от меня подальше и не заразился. Как, если запачкана одна рука, я держу другую подальше, чтобы и ее не запачкать.

Отсюда переходим к любви к Б-гу. Что значит Его любить? И, вообще, как это возможно? Ведь любовь — желание тому, кого любим, самого лучшего, более того — трепетное волнение о том, чтобы это было именно так. Потому что может быть и иначе, в нашей-то неидеальной жизни. Поэтому любим — заботимся, волнуемся, стремимся обеспечить объекту любви всё самое правильное для него и оберечь от возможных неприятностей.

Но с Б-гом и без нашей любви и пожеланий всё будет хорошо, за Него можем не волноваться! Как же Его любить?

А вот как: истинная любовь, как мы помним, — идентификация, взгляд на мир, на жизнь с точки зрения любимого. Желать, чтобы мир был таким, каким его хочет видеть Б-г. Хотеть, чтобы в нем не было зла и несправедливости, чтобы в нем торжествовало добро и любовь.

И чтобы каждый созданный Б-гом человек получал то благо, которое ему необходимо.

Поэтому нет противоречия между любовью к Б-гу и любовью к другим людям: это одно и то же — желание, чтобы у тех людей всё было хорошо.

Желание этого всем сердцем.

Впрочем, с самим этим выражением еще проще. Раши (к тому же стиху в Дварим) приводит объяснение мудрецов в Сифри: люби Б-га всем сердцем — «чтобы сердце твое не оспаривало Его ни в чем». То есть «сердце» здесь — настроение, мнение. Как и в другом месте (Шмот 7:14): «Упорно (буквально — “тяжело”) сердце фараона» — он настроен удерживать евреев в Египте и его трудно заставить изменить свою позицию — как трудно сдвинуть с места тяжелый предмет. Да и по-русски говорят: «Сердцу не прикажешь». А по-английски, если человек всё-таки изменил свое мнение и настрой, — change of heart.

Вот что значит «любить Б-га всем сердцем»: полноценно идентифицироваться с Ним, иметь то же мнение о мире, что и Он, тот же настрой. Желать миру точно такого же добра, какого желает Б-г. И — действовать соответственно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Споры вокруг этого места не утихают до сих пор. Согласно одной из версий, именно здесь, в пещере Махпела, находятся могилы не только праотцов и праматерей, но и первого человека Адама и его жены Хавы (Евы). С другой стороны, древний мидраш говорит, что могила Адама и Хавы находится у входа в Райский сад. Значит ли это, что Хеврон — портал в Ган Эден? Читать дальше