Темы: Раскаяние, Тшува, Праздники, Миква, Заповеди, Молитва, Святость, Тума, Жертвоприношения, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлышал, что принято окунаться в микву перед праздниками. Расскажите, с чем связан этот обычай. Заранее благодарю за ответ, Гершон
Уважаемый Гершон,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, есть такой обычай — погружаться в микву перед праздниками. Это принято делать как перед Песахом, Шавуотом и Суккотом, так и перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Попробуем вкратце рассмотреть различные основания для этого обычая и практические различия между ними.
Необходимость очиститься перед праздником
Талмуд (Рош а-Шана 16 б) говорит, что существует обязанность очиститься перед праздником и делают это с помощью погружения в микву. Рамбам (Мишнэ Тора, Ильхот Тумат Охлин 16:10) приводит эти слова Талмуда и объясняет: это делается для того, чтобы человек мог войти на праздник в Храм и есть жертвенное мясо.
Получается, что, согласно Рамбаму, перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром нет обязанности очищаться, поскольку в эти праздники не приносили жертвы, мясо которых надо было есть. Более того, в настоящее время у нас, к сожалению, нет Храма и мы не приносим жертвы, соответственно, и обязанность очиститься перед праздником неактуальна.
Рош (Йома 8:24) в свою очередь объясняет, что в наше время не существует обязанности очищаться перед праздником, поскольку сегодня мы все ритуально нечисты вследствие прикосновения к умершему. Чтобы очиститься от такого вида ритуальной нечистоты, недостаточно просто окунуться в микву; необходим также пепел красной коровы, которого у нас сегодня нет. А раз мы не можем очиститься полностью, то нет обязанности просто окунаться в микву.
Тем не менее, другие ришоним (ранние комментаторы) и галахические авторитеты более позднего периода отмечают, что эта обязанность не связана с возможностью очиститься или возможностью есть мясо жертв. Это отдельное требование — очиститься перед праздником, чтобы праздник и его молитвы проходили в особой святости (Маарам из Ротенбурга, Раавья 529, Цлах к Бейца 18а, рав Арье-Лейб Гинзбург — Шаагат Арье 67).
В любом случае, даже если эта практика не предписана в наше время законом, мы продолжаем окунаться, выполняя обычай (рав Авраам Данциг, Хаей Адам 79:1; Шулхан Арух 606:4, см. также Мишна Брура 606:19, 128:165).
Рав Йосеф Натанзон в своих респонсах «Шоэль у-Мэшив» (3, 1:123) объясняет: мы делаем это в качестве напоминания себе о тех практиках, которые существовали во время Храма.
Очищение после выделения семени
Человек, у которого была поллюция или который был близок с женой, приобретает «ритуальную нечистоту». Талмуд (Брахот 22 б) говорит: в свое время пророк Эзра постановил, что такой человек не может изучать Тору или произносить благословения, пока не очиститься в микве. Однако в более позднее время это постановление было отменено, сегодня оно неактуально (Шулхан Арух, Орах Хаим 88:1).
Один из ранних комментаторов, Коль Бо (Германия. 13 в.; гл. 64). пишет: отмена первоначального постановления была связана со сложностью его соблюдения. Поэтому перед Рош а-Шана, Йом-Кипуром и другими праздниками, когда для молитвы требуется более высокий уровень святости, следует поступать в соответствии с первоначальным постановлением — окунуться в микву.
Рамо (Орах Хаим 606:4) постановляет: обычай окунаться в микву перед Йом-Кипуром связан именно с обязанностью очиститься после выделения семени. Поэтому для данного вида очищения подходит не только миква, но и обливание водой, см. ниже.
Погружение как акт раскаяния
Маариль (Законы кануна Йом-Кипура) говорит о третьей причине, по которой мы окунаемся в микву перед Рош а-Шана и Йом Кипуром. Он говорит, что это является частью процесса покаяния. Он сравнивает это с погружением в микву гера: погружаясь в воду, он показывает, что в его жизни произошли изменения, он «заново родился».
Поэтому окунаться должны не только те, у кого было выделение семени. Кроме того, когда речь идет о раскаянии, необходимо окунуться три раза и прочитать видуй — признание грехов с просьбой о прощении.
Практическое исполнение обычая
На практике по обычаю принято окунаться перед праздниками Песах, Суккот. Шавуот, Рош а-шана и Йом-Кипур в кошерную микву. Если есть возможность, лучше погрузиться полностью три раза, но строго по букве закона достаточно и одного.
Окунаться принято в день перед праздником, начиная уже с полудня (по временным часам[i]). Если нет такой возможности, то можно окунуться за час до полудня. Если и это невозможно, можно окунуться с самого утра.
Как было сказано выше, окунание необходимо, прежде всего, чтобы очиститься после выделения семени. Поэтому изначально нужно окунуться в кошерную микву. Но, в крайнем случае, если такой возможности нет, подходит и обливание водой. Некоторые галахические авторитеты считают, что подойдет и современный душ.
Для этого человеку нужно постоять под душем столько, чтобы на него вылилось приблизительно 12,5 литров воды (по мнению Хазон Иша, приблизительно 22 литра). Вода должна попадать на голову и тело. Поскольку души бывают разные, сложно точно сказать, сколько времени это занимает. Так что, чтобы очиститься под душем, следует заранее провести замер (например, с помощью ведра): за сколько времени из этого душа выливается необходимое количество воды.
(Важно отметить: такой способ ни в коем случае не подходит для женщины, которой надо очиститься после состояния нида. Это можно сделать только в кошерной микве!)
Кроме того, некоторые галахические авторитеты считают, что перед Йом-Кипуром правила окунания для мужчины более строгие и нужно позаботиться, чтобы не было хацица («препятствия», отделяющей воду от тела). Поэтому необходимо перед миквой почистить зубы и уши, принять душ, расчесать волосы и подстричь ногти.
А пока нам остается молиться, чтобы Всевышний вернул нам Храм и мы смогли бы полностью очиститься и приносить в нем праздничные жертвы.
Ктива ве-хатима това (хорошей записи и печати в Книге Жизни).
С уважением, Яков Шуб
[i] Время от восхода до заката солнца делится на 12 равных частей, эти части и есть временные часы.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Михаэль Солганик
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Арье Каплан
Как выглядит миква и как она устроена?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Мендель Агранович
Дайте общие критерии и перечень
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?