Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Возможно ли человеку заключить сделку с дьяволом?

Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Цель творения, Награда и наказание, Грех, Колдовство, Сатан, Искусство

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый рав! Иногда в преданиях или художественной литературе можно прочесть, что тот или иной человек заключил сделку с дьяволом. А каково еврейское понимание этого вопроса? Возможно ли человеку заключить сделку с дьяволом? И что ждёт того, кто её заключит (или хотя бы попытается)? Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Вы задаете интересный вопрос.

В буквальном смысле, согласно еврейской Традиции, заключить сделку с дьяволом невозможно потому, что нет такого существа. С точки зрения Торы нет и не может быть никакой силы, действующей «независимо» от Б-га и вводящей человека в искушение или способной предложить и заключить какую-то сделку. Всё, что происходит на свете, является результатом действий Самого Б-га.

То, что Тора называет йецер а-ра, «злое начало», на самом деле не является какой-то отдельной силой, влияющей на человека. Как объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (Берешит 6:5), слово йецер означает «продукт» (от слова йоцер — «создает») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее.

В Торе также фигурирует «Сатан», но и он не является каким-то отдельным злым существом с рогами и копытами или чем еще там. Как объясняет Мальбим в своем комментарии к Книге Иова (1:6), Сатан, подобно ангелам, является одной из сил, с помощью которых Б-г управляет миром, только силой деструктивной, ведущей к разрушению, исчезновению, недостаточности. «Диалог» Б-га с Сатаном — всего лишь притча, написанная в такой форме, чтобы человеку было понятно. То, что Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Иовом и причинить Иову страдания, означает лишь, что Б-г решил применить к Иову эту силу разрушения и исчезновения блага с целью испытать его.

Другое дело, что в переносном смысле выражение «сделка с дьяволом» означает более широкий класс явлений: человек не может что-то получить естественным/легальным образом — например, как в самом известном «случае» — с Фаустом, вернуть молодость, и обращается к средствам неестественным или нелегальным, «в обход» установленного порядка.

В различных художественных произведениях эта тема часто обыгрывается с заменой «дьявола» на какое-то «волшебное», «колдовское» средство. Или средство фантастическое с точки зрения существующих на данный момент технологий. Например, «Приключения Электроника».

Посыл везде один и тот же: благо получено неестественным/нелегальным путем. Либо просто не «заработано», не является результатом трудов и усилий человека, его истинным достижением. Либо, хуже того, даже не получено даром, а «куплено» — человек заплатил, но не то и не тому, кому надо. «Продал душу дьяволу».

А такое в реальной жизни как раз существует. Например, человек диплом купил, а не получил в результате успешного прохождения и завершения курса. Или заполучил какую-то должность, достиг какого-то положения или статуса, связавшись с криминальным миром, воспользовавшись его услугами. Или на выборах победил с помощью махинаций. Или в спорте — с помощью допинга.

И мораль во всех подобных историях одна: оно того не стоит. То, что не заработано честно, не может стать по-настоящему твоим. Либо — потеряешь то, что приобрел, так же быстро, как получил. Причем, насколько приобретение ощущалось чудесным, настолько болезненной окажется потеря.

Взлетев без реальных крыльев, рухнешь. Выйдя к народу без реальной одежды, окажешься «голым королем». Если узнают о махинациях или допинге — не просто лишишься статуса, но и будешь опозорен, запятнан, дисквалифицирован. Либо — потеряешь себя. Заплатишь непомерную цену. Взаимодействие с криминальным миром или любого рода небескорыстными покровителями свяжет с ними, заставит играть по их правилам, плясать под их дудку, все больше увязать в грязи. А захочешь отделаться и отмыться — обнаружишь, что тут вход рубль, выход два.

И с этим Тора согласна.

Так, есть понятие мицва а-баа бэ-авера — «заповедь, выполненная посредством совершения греха». Такая «заповедь», конечно, не засчитывается. Благое дело должно быть благим во всех отношениях, цель не оправдывает средства.

В принципе, вся наша жизнь в этом мире имеет своей целью именно заработать благо, которое Б-г желает нам дать. То полноценное и вечное блаженство, которое возможно лишь в Будущем мире, а не в этом, ограниченном и полном несовершенств.

Почему же Б-г, создавший человека, чтобы облагодетельствовать его, не помещает его сразу в Будущий мир, не дает сразу то самое благо? Этот вопрос задает Рамхаль и отвечает: потому, что благо ценится и приносит наслаждение только тогда, когда оно заработано. Когда является личным достижением человека, а не подачкой. Поэтому Б-г и поместил человека в этот мир: чтобы он заработал благо трудом, совершенствуя себя и мир.

Разумеется, в мире, где всё подчинено Б-гу, никакие «срезания углов» или «сделки с дьяволом» невозможны в принципе. Но, чтобы за правильный выбор человеку полагалась награда, этот выбор должен быть свободным. Поэтому должна также существовать иллюзия, что выбор нечестивого пути может остаться безнаказанным.

Поэтому в прошлом, когда существование и присутствие Б-га было очевидным, когда Он открывался через пророков и совершал открытые чудеса, существовало также колдовство — кишуф. Это — манипуляция духовными силами, стоящими за нашим физическим миром, с целью добиться какого-то результата «в обход» того, что постановлено Небесным судом Б-га. У людей было ощущение, что это реально работает. Благодаря этому ощущению они могли получить награду за то, что не прибегали к колдовству, соблюдая строгий запрет Торы (Дварим 18:9-13).

В наше время, наоборот, уже нет колдовства, зато нет и очевидности существования и присутствия Б-га, Он не проявляет Себя открыто. Поэтому физически существует возможность достижения целей любыми средствами, пусть естественными, но нелегальными, порочными. Если не с помощью волшебства или вкалывающих роботов, то, например, с помощью тех же криминальных связей. Или ценой «слезинки ребенка», поступаясь какими-то моральными принципами.

И при этом можно даже умудриться удержать полученные блага и не заплатить ужасную цену. Только надо помнить: если такие дела и остаются безнаказанными, то только в этом мире. За его пределами иллюзия непременно рассеется. В Будущем мире все будет учтено, все достижения и блага оценены по своей реальной стоимости и каждый человек поставлен на свое истинное место.

А если что-то недостижимо естественным и легальным образом, надо понять: оно для нас и не предназначается. Все блага этого мира — инструменты для выполнения той роли, которую Б-г нам дал. Поэтому Он уже снабдил нас всем необходимым «инвентарем». А если понадобится что-то новое, Он даст это легальным путем. Так или иначе, даст достичь того, чего мы заслуживаем. И это будет истинное благо.

Об этом и будем мечтать, к этому стремиться.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Какова цель Всевышнего в сотворении мира?

Рав Эльяким Залкинд

И в пребывании людей на планете Земля?

Изобразительное искусство, взгляд Торы

Рав Шимон Соскин

Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?

Как избавиться от дурных мыслей?

Рав Бенцион Зильбер

Как убежать от самого себя?


Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда учат, что в дни Холь аМоэд (полупраздничные дни) запрещено выполнять многие виды работы. Читать дальше