Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что говорит иудаизм о социальном психозе?

Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Идолопоклонство, Ишмаэль, Политика, Эсав, Искусство, Животные

Отложить Отложено

Хотелось бы узнать, а что говорят наши Мудрецы о таком явлении, как массовая психическая одержимость (социальный психоз)?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете интересный вопрос.

Итак, массовый психоз. Явление, при котором группа людей, от небольшой до целого народа, а то и цивилизации, начинает мыслить или идти в одном направлении и превращается в пресловутую «толпу». Внутри нее отдельный человек часто теряет способность мыслить самостоятельно и рационально, и, если надо, идти наперекор течению, а плывет вместе со всеми, подчиняясь «стадному чувству».

И даже если ощущает, что не совсем туда идем, что лично он рассудил бы иначе, боится выразить свое мнение в открытую: могут заклевать как «отступника», «агента» врагов, которые «нам» угрожают.

На протяжении большей части истории такими были многие религиозные культы. А в последнее время, когда религия частично ослабла, оказалось, что люди, даже отбросив ее, искали вовсе не свободу от нее, а замену ей.

Например, в тоталитарной идеологии. Или в культе личности того или иного вождя. Последнее явление возможно даже в социально-политической системе, формально считающейся «свободной»: никакой государственный механизм не принуждает людей следовать за лидером, но люди сами сбиваются в стаи таких поклонников и фанатов.

Фанаты могут быть и у звезд кино, эстрады или спорта. Там образуются такие же толпы одержимых поклонников, которые готовы ехать хоть на край света, чтобы побесноваться вместе на стадионе, поддерживая кумира своим ревом, а также разорвать на части любого, кто осмелится даже намеком выразить несогласие.

Но бывает и без какой-либо определенной звезды или идеи. Например, толпа, которую обуял страх перед какой-то угрозой — и она бежит. Включая и людей, которые сами по себе не испугались бы, а зачастую и вовсе не знают, от чего и куда все бегут: все туда, ну и я.

Откуда такое берется?

Представляется, это один из случаев, когда человеческие недостатки являются продолжением достоинств.

С одной стороны, Б-г создал человека с заложенным в него индивидуализмом. Каждый человек уникален, у него свой характер, способности и взгляды. И не хочет, чтобы что-то ему навязывали, заставляли делать как все, шагать в общем строю. Он чувствует, что у него особая роль, которую он должен сыграть. Жаждет признания своей уникальности, водружения на пьедестал.

Но, с другой стороны, заложено в нем и противоположное качество. Он хочет быть как все! «Нормальным». Ему удобнее и уютнее находиться в общем строю, вписываться в общество, чувствовать себя частью чего-то большого, членом команды, братом по оружию. Он жаждет признания того, что он «один из нас», «свой», и места в общем коллективе.

Обе эти противоположные склонности заложены в человеке потому, что они необходимы для выполнения его роли в этом мире, и между ними должен был найден правильный баланс.

Каждому человеку Б-г действительно дал свою задачу и нужные для ее выполнения уникальные качества. Ему необходимо развивать свои способности, идти своим путем. Иногда — набраться мужества и сделать это, даже если кто-то косо посмотрит, даже если «скажут…»

Но в то же время Б-г неслучайно создал и человеческое общество: слишком многое в жизни можно осуществить только общими усилиями. Один в поле не воин. И если люди хотят чего-то добиться сообща, им приходится вырабатывать какой-то общий курс, которому будут следовать все, вне зависимости от личного мнения каждого. Иначе получится «лебедь, рак и щука».

Поэтому люди естественным образом сбиваются в стаи и выдвигают из своей среды лидеров, чтобы идти за ними. И на каком-то этапе каждому человеку, даже самому уникальному, приходится как-то взаимодействовать с этим обществом, с системой, каким-то образом вписываться.

Именно эту идею, среди прочего, выражает расположение колен вокруг Мишкана (Скинии) в пустыне (Бемидбар 2). Оно основано, в свою очередь, на том, как Яаков «расставил» своих сыновей, родоначальников колен (Берешит 49). Яаков указал каждому свою роль и место в «лагере», со своей стороны от центра — Мишкана, со своим взглядом на центральную истину, со своим путем к ней. Но — все пути должны сходиться именно там, в центре, где находится Мишкан, он должен объединять и сплачивать вокруг себя всех.

Чтобы облегчить сплочение общества, Б-г устроил так, что большая доля людей склонна именно следовать за другими, а не прокладывать собственный курс. Да, есть люди, удел которых — особый путь.

Например, композиторы, писатели, изобретатели. (Хотя и им приходится взаимодействовать с обществом — ведь композитор сам не сможет исполнить оркестровое произведение, а архитектор — сам построить спроектированный им небоскреб). Другие люди склонны к лидерству — вести за собой остальных. А большая доля, как мы упоминали, — именно к следованию за лидерами. Так общество естественным образом организуется «наподобие армии», которой нужны и генералы, и рядовые.

В Торе есть сравнение ветвей еврейского народа и нееврейского мира с быком и ослом. С первым сравнивается еврейская ветвь Йосефа и нееврейская цивилизация Эйсава (западная, христианская). А со вторым — еврейская ветвь Йеуды и Иссахара и нееврейская цивилизация Ишмаэля (ближневосточная, мусульманская). В чем заключается сходство с этими животными?

Бык пашет. То есть, он начинает процесс, осуществляет самую трудную его часть — первопроходчество и строительство. Осел же — вьючное животное. Он принимает уже готовый продукт и доставляет по назначению, таким образом, завершая процесс. Более скромная роль, но тоже необходимая.

В материальной сфере «бык» — производитель», а «осел» — доставщик. А в интеллектуальной сфере «бык» — генератор идей, а «осел» — последователь. Свои идеи он выработать необязательно способен, но может воспринимать чужие. Как сказано, это необязательно недостаток: если бы все были «быками», то не переставали бы «бодаться», выдвигая свои идеи и слушая только себя, настаивая на своей правоте. Да и «быки» часто лучше генерируют и творят, чем запоминают.

Например, композитору интереснее сочинять новую музыку, чем зубрить уже сочиненную им же, чтобы ее исполнять (Чайковский в письмах высказывал подобные жалобы, когда ему приходилось дирижировать собственными произведениями). А человеку, склонному к глубокому анализу Торы, бывает труднее запоминать выработанное — это тоже уже не столько творческий процесс, сколько зубрежка. Но нужны и те, кто именно что будет помнить все законы и приводить их, когда понадобится. Согласно Талмуду (Орайот 14а), эта функция считается даже более важной. Поэтому есть и такие люди, склонные принимать уже выработанный кем-то материал и доставлять по назначению.

Таков идеал. Но на практике, разумеется, возможны крайности и перекосы либо в одну сторону, либо в другую. Иногда сталкиваемся с чрезмерным индивидуализмом, когда человек идет наперекор всем и не признает никаких правил, слушает только себя. А иногда, наоборот, образуется толпа, в которой люди буквально растворяются и готовы идти с ней, куда угодно, не раздумывая.

Отношения «наставник-ученик», в принципе, работают по модели «бык-осел» — в хорошем смысле слова. Но бывает, что «ослы» чрезмерно идеализируют «быка» и выстраивают его культ.

Да и «быки» бывают всякими. Если всё в рамках Торы, создающей умеренность, золотую середину между разными крайностями, то «быки» сохраняют необходимую долю скромности и ведут своих подопечных аккуратно. Но в мире, как известно, бывают и «быки» другого рода, и тогда их последователи подчас становятся такими ослами…

И что касается разных подобных религиозных культов, а также тоталитарных идеологий и культов личности политиков или звезд, всё это подпадает под определение идолопоклонства, которое Тора однозначно запрещает.

Только Б-г является абсолютным идеалом и источником спасения. Сильные мира сего могут быть Его посланниками и представителями, действительно наделенными полномочиями. Но при этом они должны помнить, что их статус именно таков, и знать свое место.

В Торе также сказано, что перед сражением из строя еврейской армии должны выйти все, кому страшно. А тех, кто остался в строю, всячески воодушевляют, но и предостерегают, чтобы не думал бежать. «Ибо бегство — начало поражения» (Раши к Дварим 20:8-9). Стоит кому-то крикнуть «Караул!» или «Бежим!» — и целая армия может превратиться в охваченную паникой толпу, и тогда все потеряно.

То есть Тора признает феномен толпы и принимает меры, чтобы это «стадное чувство» использовалось и направлялось на благо, а не во вред.

Как и все остальные человеческие качества.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше