Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли чувство юмора у Всевышнего?

Темы: Юмор, Будущий мир, Праведники, Животные, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин!

Я слышал в одной лекции по Иудаизму, что смех — это Б-жественная черта, которая есть только у человека и отсутствует у животных. Поэтому у меня возник вопрос: есть ли чувство юмора у Всевышнего?

Спасибо и извините, если вопрос глупый. Авраам

Отвечает рав Нахум Желязник

Шалом, Авраам!

Есть ли чувство юмора у Б-га?

Вопрос совсем не глупый, а, наоборот, очень интересный. Спасибо!

Прежде, чем перейти к ответу, хотел бы позволить себе одно замечание. Важно помнить, что приписывая Б-гу какие-либо качества, мы можем говорить только о Его проявлении в этом Мире. О том, как Он раскрывает себя по отношению к людям. Но ни в коем случае не о Нем самом. О Его безграничной и всеобъемлющей сущности у нас нет ни малейшего представления (см. «Михтав мэ-Элияу» рава Деслера). Поэтому будем аккуратны: наш вопрос, на самом деле, не «Есть ли у Б-га чувство юмора?», а «Проявляет ли Б-г себя с юмором по отношению к людям?».

Вопрос на самом деле интересный. Мы видим, что мудрецы поощряют смех и юмор (конечно, в подходящее время и в подходящем месте). Так, в Талмуде (Таанит 22а) приводится история о том, как раби Брока встретил пророка Элияу на рынке местечка Бэй-Лэфет и поинтересовался у пророка, есть ли на этом рынке «соискатели» награды Будущего мира, праведники. Элияу не нашел таковых, кроме двух весельчаков, которые радовали людей, поднимая им настроение и улаживая конфликты.

А раз эти качества — положительные, вполне вероятно, как Вы и пишете, обнаружить их в проявлениях Всевышнего в этом мире.

Талмуд (Авода Зара 3а) рассказывает, что в конце времен, когда настанет час награждения праведников, представители народов мира придут и также потребуют награду за соблюдение заповедей. Написано: тогда Всевышний будет смеяться над идолопоклонниками, желающими получить награду без каких-либо усилий: «Сидящий в небесах усмехается, Господь насмехается над ними» (Тэилим 2:4).

Талмуд продолжает: сказал рав Ицхак: тот день (награды) — единственный день, когда Всевышний будет смеяться. «Разве так? — удивляются мудрецы. — А ведь известно, что каждый день Всевышний смеется (радуется) вместе со своими созданиями?» Отвечает рав Нахман бар-Ицхак: вместе с созданиями смеётся каждый день, а над созданиями (над грехами, которые те совершили) не смеется никогда, кроме того грядущего дня расплаты.

Итак, Всевышний радуется своим созданиям, когда они выполняют Его волю. И об этом говорит стих (Тэилим 104:31): «…радоваться будет Господь делам (созданиям) Своим». Качество (проявление) радости, безусловно, присуще Создателю.

А что с юмором? Юмор — это не просто смех. Мы говорим о «чувстве юмора». Это, по сути, — талант, позволяющий человеку шутить и принимать с легкостью шутки и критику в свой адрес. Это нечто чисто человеческое, вид общения. Вряд ли Всевышнему приходится проявлять Себя в таком качестве.

Тем не менее, что-то подобное нашему юмору мудрецы подмечают и у Творца Мира. В трактате Бава Меция (59 б) рассказывается о бескомпромиссном споре мудрецов Мишны по поводу некого закона из области Тума и Таара (ритуальной чистоты и нечистоты).

Один из участников дискуссии, Раби Элиэзер, отстаивая свою правоту, начал творить чудеса, как бы говоря: раз Всевышний готов менять ради меня законы природы, значит, я прав! Он переместил рожковое дерево на 50 метров, развернул вспять воды ручья. Затем заставил наклониться стены Бейт-Мидраша (дома учения).

На присутствующих мудрецов подобные «доказательства» не произвели большого впечатления, они продолжали стоять на своем. Тогда раби Элиэзер сказал: если мое мнение об этом законе верно, с Небес докажут, что это так. Действительно, раздался голос с Небес и обратился к его оппонентам: «Зачем спорить вам с раби Элиэзером? Ведь закон всегда устанавливается по его мнению!»

Встал раби Йеошуа и сказал: «Не на небе она (Тора)…» (Дварим 30:12), не будем слушаться голоса с Небес, поскольку уже дана Тора людям на горе Синай и сказано в ней (Шмот 23:2), что при установлении закона следуют за большинством.

Позже, рассказывает Талмуд, один из мудрецов, раби Натан, встретил пророка Элияу и поинтересовался: «Как отреагировал Всевышний, благословен Он (на слова раби Йеошуа) в тот час?» Ответил пророк: «Всевышний улыбнулся и сказал: победили Меня сыновья Мои, победили Меня».

И еще о «юморе» Всевышнего. Вспомним, в каком страхе был Фараон из-за предсказания волхвов о рождении избавителя евреев (см. комментарий Раши к Шмот 1:22). Приказ «Всех еврейских младенцев бросайте в Нил!» не помешал Б-гу подшутить над правителем Египта. Моше рос не где-то, а во дворце Фараона, играя на коленях у ничего не подозревающего «приемного дедушки». Ну, Кто здесь Хозяин?

Бывает, бьется человек над чем-то, старается. А результат — нулевой. Только внутренне сдался, признал, что не в его это силах, и вдруг — чудо: получает желаемое как подарок с Неба, самым непредсказуемым образом. Разве это не улыбка Творца?

С уважением, Нохум Желязник

Материалы по теме

В чём специфика юмора евреев Торы?

Рав Реувен Пятигорский

Юмор — особая реакция человека на любое событие.

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Будущий мир

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше