Темы: Раввин, Депрессия, Сгула, Работа, Искусство, Музыка, Самосовершенствование, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Недавно известный рэпер Алишер Моргенштерн заявил в интервью, что из депрессии и запоя его вытащила книжка «Обретение неба на земле. 365 размышлений ребе Менахема-Мендла Шнеерсона». После этого она была раскуплена в магазинах. Эта книга и подобные ей еврейские книги действительно так помогают? И их стоит читать тому, кому плохо? N.
Здравствуйте, N.!
Читать книги раввинов в любом случае полезно. У них действительно можно научиться правильному взгляду на мир, позитиву в жизни. Это, в свою очередь, поможет решить многие проблемы, а то и изначально избежать их.
Рэпер Моргенштерн говорит, что лично он вынес из книги Ребе такой урок: для счастливой жизни надо «отдавать миру больше позитива, и больше позитива будет возвращаться к тебе». Это, несомненно, верно, и тот, кому эта книга поможет прийти к подобным выводам, конечно, получит большую пользу от ее прочтения.
В то же время важно подчеркнуть: не следует относиться к таким книгам как к некому волшебному средству, «палочке-выручалочке», которая гарантирует решение всех проблем и обретение счастья. Или чудесное преображение человека, которое как-то вознесет его над миром и его трудностями.
Не надо думать, что этого можно достичь вот так просто, прочитав ту или иную книгу, минуя всю работу и борьбу реальной жизни. А то ажиотаж, поднявшийся вокруг книги, которую люди кинулись раскупать, услышав, что она кому-то помогла, свидетельствует, что многие именно так к этому отнеслись.
Нет, тот, кто читает книгу с подобными ожиданиями, рискует быть разочарованным. Прочел, а крылья не отросли, с женой те же проблемы и с ипотекой тоже. Этот мир создан Б-гом не для чудесного блаженства, а именно для труда и борьбы. И наша религия, включая книги великих раввинов, ставит своей целью не избавление людей от этого труда и борьбы, а правильное к ним отношение, которое помогает с ними справляться и поддерживать эмоциональное здоровье, невзирая на трудности. Нам книга строить и жить помогает.
И тут надо отдать должное Моргенштерну: прочитав книгу, он сделал правильный вывод: надо не быть эгоистом, а «отдавать миру больше позитива», «сделать счастливыми людей вокруг» — то есть что-то делать самому, стараться, давать другим, а не сидеть и ждать, что тебе всё подадут на тарелочке. Именно правильный подход к жизни и труду, а не способ избежать их.
Здесь стоит вспомнить и о том, как действует сгула («чудесное средство»): хотя сгулот и могут помочь достичь положительного результата, к ним не следует относиться как к «чудодейственным» способам гарантированного достижения тех или иных благ. Иначе — зачем прилагать усилия, да и молиться Б-гу, что-то выпрашивать, стараясь при этом не давать повода для недовольства? Знай, используй «чудесные средства», и Он всё даст.
Да и если всё будет дано, результатом будет не счастье, а именно то проблематичное состояние, из которого рэпера понадобилось вытаскивать: «Наступила точка, когда я понял: я больше ничего не хочу, я всё сделал, и что мне делать дальше?» Это и привело к депрессии и запою, а вывело оттуда осознание того, что есть еще что хотеть и к чему стремиться — давать счастье другим. И действительно отрадно, что именно такой урок был вынесен из книги Ребе.
Также следует отметить: хорошо, что в данном случае рэперу попалась и помогла именно книга Ребе, и поэтому все бросились читать ее. А если бы ему попался и произвел впечатление «труд» какого-нибудь сомнительного «учителя жизни» или целителя, или экстрасенса, или политика-демагога и благодарный читатель указал бы на него?
Взрослому человеку всё-таки важно думать самому и не кидаться к каким-либо идеям или действиям только потому, что так сказала та или иная «звезда». К сожалению, в этом плане отношение к «звездам» и знаменитостям нередко превращается в то, что можно назвать современной формой идолопоклонства.
Человека, ставшего кумиром, спрашивают уже не только о сфере деятельности, в которой он добился успеха, но и обо всем на свете, включая темы, в которых он вовсе необязательно разбирается. А поклонники смотрят ему в рот и воспринимают каждое слово с благоговейным восторгом — как закон или руководство к действию. То есть, по сути, превращают в идола.
В последнее время также сложился в соц. сетях тип «инфлюенсеров» (от английского influence — «влиять»), у которых не просто много подписчиков, но которые становятся для своих подписчиков авторитетами и кумирами. Правильно заметил автор одной статьи: хотя молодые люди часто отходят от религии, скучно им в церкви, эти кумиры по факту заменяют им священников. Ведь остается потребность обращаться к какому-то авторитету со всеми проблемами и верить в него.
Действительно, остается, так устроен человек. Но тогда уж надо выбирать правильные авторитеты. И хорошо, что в данном случае тот авторитет, которого выбрали эти фанаты, указал на Ребе. И будет еще лучше, если для того, чтобы прийти к чтению еврейских религиозных книг, не понадобятся указания «звезд». Впрочем, раз уж «звезды» оказывают влияние, хорошо, когда это влияние положительное. И хорошо, что Моргенштерн указал на такую книгу и направил ту силу, которая по факту есть у его фанатов, в правильное русло.
А еще видим здесь очередной пример действия рефлекса «там лучше, где нас нет» и «нет пророка в своем отечестве». Много в современном мире евреев, которые не осведомлены о своем наследии или не интересуются им, считают «старомодным». Куда интереснее для них культура других народов, столько там находят «крутизны». Но вот «звезда» той культуры по тому же принципу обнаружил для себя много интересного, полезного и «крутого» в, казалось бы, чужом для него источнике — книге великого раввина. И если это заставит некоторых евреев обратить внимание на собственное наследие и что-то в нем найти, можно будет только порадоваться.
Будем же помнить: мы находимся там, где многих нет, у нас есть пророки, которые для других «не в своем отечестве» и которым эти другие поэтому готовы с благоговением внимать. Так, может быть, у этих пророков действительно есть чему научиться, что и нам самим не помешает?
С уважением, Меир Мучник
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Ита Минкина
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ