Темы: Цель творения, Предназначение, Духовность, Святость, Ангел, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯвляется ли ангел эталоном, к которому должен стремиться человек?! N.
Уважаемый N.,
В порядке первой реакции я бы сказал: что нам — людям — до ангелов? Ангелы — духовные существа, без материального тела с его вожделениями, без скверных качеств характера и т.п. Они обитают в духовных мирах, им не нужно кормить семью и воспитывать детей. Тогда как от нас Всевышний хочет служения Ему в этом материальном мире, со всеми его препятствиями и помехами.
Эта идея нашла яркое выражение в высказываниях раби Менахема-Мендла из Коцка. Приведу некоторые из них:
Но, с другой стороны, мы видим, что Традиция сравнивает мудрецов и пророков с ангелами. Приведу несколько примеров. «Кто является ангелами служения? — Мудрецы!» (Нэдарим 20а). «Праведники выше (в духовном плане), чем ангелы служения» (Санхедрин 93а). «Откуда мы узнаем, что пророки называются ангелами?..» (Берешит Рабба 68:16). Примечательно, что самого раби Менахема-Мендла называли Сараф из Коцка[i].
Прежде, чем обсудим это противоречие, небольшое предисловие. Совсем по масштабам еврейской истории недавно (около 150 лет назад) жил праведник, который как раз считал, что каждый человек может и, более того, обязан быть ангелом.
Его звали Хаим Авраам Дов-Бэр Левин. Около ста лет назад он поселился в Америке и организовал там небольшую группу учеников, которые благодаря его наставничеству достигли выдающихся духовных вершин. Его называли «А-Малах» («Ангел»), и так же называли его учеников. Совсем недавно вышла книга «А-Малах», которая содержит его поучения. Вот несколько выдержек из предисловия к этой книге, которые помогут нам разобраться в вопросе.
В самом начале приводится история о наставнике гурских хасидов, авторе книги «Пнэй Менахем». Когда он был маленьким, ему очень захотелось увидеть ангела. И он попросил отца — автора «Имрэй Эмэт» — помочь ему в этом. Отец, на удивление, сразу согласился, но с условием, что ребенок в течение сорока дней будет готовиться к этой встрече, усердно изучая Тору и сосредоточенно молясь.
Когда прошло сорок дней, отец выполнил свое обещание и привел сына в дом на окраине города: на втором этаже сыну предстояло увидеть долгожданного ангела. Мальчик с трепетом открыл дверь к своему удивлению обнаружил там… старшего брата, изучающего Тору. Он с недоумением обратился к отцу: «Папа, я не вижу здесь никакого ангела!»
Отец улыбнулся и ответил: «А как, по-твоему, выглядит ангел? Что такое “ангел”? Это — творение, которое целиком и полностью подчинено воле Всевышнего! Творение, вся сущность которого — только исполнение воли Царя всех царей! И поэтому, действительно, перед тобой “ангел”… Твой брат полностью подчинил себя воле Творца, и поэтому он ангел в полном смысле этого слова!!!»
Показав сыну «ангела во плоти», раби Авраам-Мордехай преподал ему урок, важный для всей его дальнейшей духовной жизни. Он показал сыну, что каждый еврей может быть ангелом в этом мире. Ведь для того, чтобы быть ангелом, нужно лишь одно: абсолютное подчинение воле Творца. И ничего более.
Ещё поучительная история из этой книги. Одна женщина бедствовала. Пришла она как-то к раби Аарону из Белз (четвертому белзскому ребе) и стала просить, чтобы он пообещал ей избавление от бед. Но раби Аарон всячески уходил от этого разговора, не хотел ей ничего обещать.
Женщина не отставала, так что, в конце концов, раби спросил с укором: «Разве я ангел?» На что женщина ответила: «Да, ребе не ангел. Но ребе выше ангела!» Услышав это, раби Аарон сказал: «Действительно, уровень того, кто преодолевает свое дурное начало, — выше ангельского». Он благословил женщину, и вскоре в ее жизни началась светлая полоса.
Подытожим. Ангелы — духовные существа, которые по своей природе полностью подчинены воле Творца и у которых есть всё необходимое для её выполнения. Если человек попытается уподобиться ангелам, полностью игнорируя свое тело, отказавшись от создания семьи и т. п. — это будет ошибка. Не для этого его душу отправили в материальный мир и поместили в тело. Правильный подход — пытаться уподобиться ангелам только в стремлении всецело подчинить себя воле Всевышнего, при этом ведя человеческий образ жизни.
С уважением, Менахем Эпель
[i] «Сараф» — Огненный Ангел.
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ