Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ангел — эталон, к которому должен стремиться человек?!

Темы: Цель творения, Предназначение, Духовность, Святость, Ангел, Материальность

Отложить Отложено

Является ли ангел эталоном, к которому должен стремиться человек?! N.

Отвечает рав Менахем Эпель

Уважаемый N.,

В порядке первой реакции я бы сказал: что нам — людям — до ангелов? Ангелы — духовные существа, без материального тела с его вожделениями, без скверных качеств характера и т.п. Они обитают в духовных мирах, им не нужно кормить семью и воспитывать детей. Тогда как от нас Всевышний хочет служения Ему в этом материальном мире, со всеми его препятствиями и помехами.

Эта идея нашла яркое выражение в высказываниях раби Менахема-Мендла из Коцка. Приведу некоторые из них:

  • «“И людьми святости будьте для Меня” (Шмот 22:30): да будет ваша святость человеческой, святостью сынов Адама, сотворенных из плоти, а не святостью ангелов. Ангелов Всевышнему, благословен Он, и так хватает с избытком».
  • «После дарования Торы Всевышний сказал Моше: “Иди и скажи им: Возвратитесь в шатры свои” (Дварим 5:27). Сказал Всевышний евреям: здесь, у горы Синай, Я видел вашу богобоязненность и самоотверженность. Однако посмотрим, как вы будете вести себя дома, в своем шатре».
  • «Если Тора так строго запрещает квасное в Песах, то, казалось бы, следовало запретить употребление в пищу всех мучных изделий, в том числе и мацы. Однако есть мацу — это наша обязанность, заповедь. Отсюда понятно, что полностью отрешиться от еды — это не фокус, но правильно — есть то, что разрешено, и при этом воздерживаться от запретного».

Но, с другой стороны, мы видим, что Традиция сравнивает мудрецов и пророков с ангелами. Приведу несколько примеров. «Кто является ангелами служения? — Мудрецы!» (Нэдарим 20а). «Праведники выше (в духовном плане), чем ангелы служения» (Санхедрин 93а). «Откуда мы узнаем, что пророки называются ангелами?..» (Берешит Рабба 68:16). Примечательно, что самого раби Менахема-Мендла называли Сараф из Коцка[i].

Прежде, чем обсудим это противоречие, небольшое предисловие. Совсем по масштабам еврейской истории недавно (около 150 лет назад) жил праведник, который как раз считал, что каждый человек может и, более того, обязан быть ангелом.

Его звали Хаим Авраам Дов-Бэр Левин. Около ста лет назад он поселился в Америке и организовал там небольшую группу учеников, которые благодаря его наставничеству достигли выдающихся духовных вершин. Его называли «А-Малах» («Ангел»), и так же называли его учеников. Совсем недавно вышла книга «А-Малах», которая содержит его поучения. Вот несколько выдержек из предисловия к этой книге, которые помогут нам разобраться в вопросе.

В самом начале приводится история о наставнике гурских хасидов, авторе книги «Пнэй Менахем». Когда он был маленьким, ему очень захотелось увидеть ангела. И он попросил отца — автора «Имрэй Эмэт» — помочь ему в этом. Отец, на удивление, сразу согласился, но с условием, что ребенок в течение сорока дней будет готовиться к этой встрече, усердно изучая Тору и сосредоточенно молясь.

Когда прошло сорок дней, отец выполнил свое обещание и привел сына в дом на окраине города: на втором этаже сыну предстояло увидеть долгожданного ангела. Мальчик с трепетом открыл дверь к своему удивлению обнаружил там… старшего брата, изучающего Тору. Он с недоумением обратился к отцу: «Папа, я не вижу здесь никакого ангела!»

Отец улыбнулся и ответил: «А как, по-твоему, выглядит ангел? Что такое “ангел”? Это — творение, которое целиком и полностью подчинено воле Всевышнего! Творение, вся сущность которого только исполнение воли Царя всех царей! И поэтому, действительно, перед тобой “ангел”… Твой брат полностью подчинил себя воле Творца, и поэтому он ангел в полном смысле этого слова!!!»

Показав сыну «ангела во плоти», раби Авраам-Мордехай преподал ему урок, важный для всей его дальнейшей духовной жизни. Он показал сыну, что каждый еврей может быть ангелом в этом мире. Ведь для того, чтобы быть ангелом, нужно лишь одно: абсолютное подчинение воле Творца. И ничего более.

Ещё поучительная история из этой книги. Одна женщина бедствовала. Пришла она как-то к раби Аарону из Белз (четвертому белзскому ребе) и стала просить, чтобы он пообещал ей избавление от бед. Но раби Аарон всячески уходил от этого разговора, не хотел ей ничего обещать.

Женщина не отставала, так что, в конце концов, раби спросил с укором: «Разве я ангел?» На что женщина ответила: «Да, ребе не ангел. Но ребе выше ангела!» Услышав это, раби Аарон сказал: «Действительно, уровень того, кто преодолевает свое дурное начало, — выше ангельского». Он благословил женщину, и вскоре в ее жизни началась светлая полоса.

Подытожим. Ангелы — духовные существа, которые по своей природе полностью подчинены воле Творца и у которых есть всё необходимое для её выполнения. Если человек попытается уподобиться ангелам, полностью игнорируя свое тело, отказавшись от создания семьи и т. п. — это будет ошибка. Не для этого его душу отправили в материальный мир и поместили в тело. Правильный подход — пытаться уподобиться ангелам только в стремлении всецело подчинить себя воле Всевышнего, при этом ведя человеческий образ жизни.

С уважением, Менахем Эпель


[i] «Сараф» — Огненный Ангел.

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ