Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правильно ли утверждение, что Всевышний находится на небесах?

Темы: Душа, Время, Психология, Духовность, Связь с Творцом, Богобоязненность, Материальность

Отложить Отложено

Шалом. Правильно ли утверждение, что Ашем находится на небесах? Я бы сказала: Ашем не имеет определенного местонахождения. Поэтому нельзя спрашивать: «Где находится Ашем?» Ведь Он — без образа, без тела, не во времени. Так ли это на самом деле? Наталья

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Наталья!

Вы совершенно правы: Б-г — не физический, поэтому, строго говоря, вопрос, «где Он находится», некорректен. Он — вне рамок пространства и времени, ограничивающих все объекты нашего мира. Наоборот, наш мир со всеми его координатами «находится в Нем». Поэтому мудрецы называют Его также Маком — «Место» (в Котором находится весь мир).

Выражения же типа «Б-г везде» или «на небесах» используются не столько с целью корректно определить «местонахождение» Б-га, сколько — передать людям правильное отношение к Нему.

«Он везде» — поэтому, где бы я ни находился, Он всё видит и всё знает, от Него ничего не утаишь. Как говорит царь Давид (Тэилим 16:8), «Представляю Господа пред собой всегда». То, что не Он в каждой точке этого мира, а она в Нем, — это уже абстрактные тонкости. Мы, люди всех типов интеллекта и восприятия, живем в этом мире, и важно понимать, что в любой его точке мы — перед Б-гом.

Но также — «Он на небесах». Это тем более невозможно понимать буквально, в физическом смысле. Где именно начинаются «небеса», на какой высоте от земли? Да и Земля ведь круглая, и то, что для меня в небесах, для человека в какой-нибудь Австралии — в противоположном направлении.

Что же получается, Б-г имеет где-то Свою орбиту вокруг Земли? Да, именно так, похоже, поняли космонавты, когда, поднявшись и выйдя на ту самую орбиту, торжественно заявили, что никакого Б-га там не нашли, значит, Его нет! «Доказали», называется. А если я стою на Луне, то где «небеса»? Тоже вокруг? Странно как-то Б-г обитает — именно в открытом космосе, а не на планетах в этом космосе…

Так что на самом деле «на небесах» означает лишь то, что в восприятии обычного человека он сам, этот человек, стоит на земле, «внизу», а Б-г — где-то «там, наверху». «Выше» нас. Потому что Он Великий, Всесильный, Всезнающий. Он «Большой, Ему видней». Ему «сверху видно всё, ты так и знай». Да и потому, что Он — Царь, Который «сидит на престоле», а престол, трон обычно возвышается над окружающими предметами.

И относиться к Б-гу надо соответствующе. Почитать Его, не позволять себе действия, противоречащие Его предписаниям, — а также возносить к Нему руки, надеяться на Его помощь. Он — Царь Справедливый и Добрый к тому, кто этого заслуживает (и не только).

Наконец, «небеса» в религиозном лексиконе обозначают не физическое пространство «наверху», а духовные миры, скрывающиеся за «фасадом» этого физического мира, который им служит «оболочкой». Говорят мудрецы (Мидраш Берешит Раба 10): «над каждой травинкой стоит ангел и ударяет по ней, приговаривая: расти!» То есть основа существования и роста травинки — ее духовный корень. Такова основа существования и роста каждого объекта в этом мире.

И «корнем» человека является его душа, а тело — ее «оболочкой». И у человеческой души, и духовных корней всех объектов много уровней, один «выше» другого. И все они «выше» этого мира — чище и утонченнее, менее физические. Как одни музыкальные ноты «выше» других, хотя физически выше только их обозначения на нотах — для удобства восприятия играющего или поющего их человека.

А также «выше» в этом плане означает, что именно в том направлении человеку следует стремиться — к духовной жизни, менее поглощенной материальным. Ибо в человеческом восприятии «выше» — значит лучше, больше, полноценнее. «Высокий уровень» в любом деле обычно означает не физическую высоту, а качество.

Поэтому речь и идет о «небесах» и о том, что «там находится Б-г». Людям со всеми типами восприятия нужно усвоить простую идею: Б-г над нами, Он всё видит и всё может, и Его надо почитать — и на Него уповать. И стремиться «уподобиться» Ему — самим подниматься всё выше и выше по духовной лестнице, улучшать свой характер, становиться более чуткими, узнавать больше, расширять кругозор, покорять новые вершины, с которых «видно всё».

Чего нам всем и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше