Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Почему человек создан с «дырой» в душе?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Работа, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Общеизвестно, что уровень жизни во всех странах разнится: есть богатые страны, а есть бедные. Обычно люди из бедных стран смотрят на богатые с восхищением и завистью. Стремятся достичь их уровня развития, сделать рывок, совершить так называемое «экономическое чудо».

Однако, наблюдая, я понял, что люди видят только вершину айсберга: в Швейцарии, в одной из благополучных стран Европы, людям настолько «осточертела» сытая жизнь, что они впадают в депрессию, в Южной Корее, насколько я знаю, цена развитой экономики — это высокий уровень самоубийств среди студентов из-за большой нагрузки в вузах.

И, вообще, высокий уровень жизни ничуть не избавляет от депрессии, как это ни странно (а может, не странно и тому имеется какое-то объяснение). Можно привести ещё несколько примеров. И такое свойство присуще не только странам, но и отдельно взятым семьям, людям.

Когда мы видим обеспеченного человека, который едет на дорогой машине, путешествует по миру, употребляет дорогую еду, первое, что мы чувствуем, это зависть (белая или черная, неважно). И удивляемся, когда слышим новости о том, что такой-то богатый человек, стал алкоголиком, или совершил самоубийство, в общем, закончил плохо.

«Ка-а-ак? У него же всё хорошо, у него всё есть! Чего ещё ему не хватает? Вот бы мне такую роскошную жизнь!» — первая мысль, которая приходит к нам в голову. Однако мы не задумываемся о том, что у него творится в душе. Счастлив ли он? Чувствует ли он удовлетворение от своего положения?

Поэтому я задумался и хочу спросить у Вас: почему человек создан таким «неполноценным»? Как человеку выбраться из цепких лап постоянной неудовлетворённости, которая преследует его как тень? Ведь, как ни крути, человек не доволен. Ему постоянно чего-то не хватает.

Да, в конце концов, почему человек создан, так сказать, с «дырой» в душе, а если ее пытаться заполнить, то она просто перекочёвывает в другое место, и в сумме человек не получает ничего? В какой плоскости лежит решение этой проблемы? Заранее благодарю и буду рад возможности получить от вас скорый ответ! С Уважением, Г. П.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Г. П.!

Ваши наблюдения абсолютно верны: человек вечно неудовлетворен. А если «у него вроде всё есть», это часто приводит не к покою, а, наоборот, к погоне за глупостями или к депрессии, наркомании, суициду. В чем же дело, и что же делать?

Дело вот в чем: мир был создан Б-гом не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. И это не одно и то же.

Точнее, мир все-таки был создан для того, чтобы у человека была хорошая жизнь. Только не в этом мире, а в Будущем. Тот мир будет неограниченным и духовным, и там будет возможно истинное вечное блаженство. Но, чтобы оно было таковым, оно должно быть заработано. Иначе оно будет подачкой, человек будет чувствовать, что не заслужил его.

Поэтому Б-г и поместил его в этот мир: чтобы дать возможность заработать благо. Трудом. Совершенствованием себя и мира.

А чтобы заработать, нужна работа — возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому они должны быть несовершенными — а в человеке должно быть заложено стремление к совершенству.

Вот почему, с одной стороны, в этом мире столько проблем, а то и зла. Знаменитый вопрос: почему милосердный Б-г всё это допускает? Исчерпывающего ответа у нас нет, но можно начать ответ хотя бы так: если бы всё было идеально, не к чему было бы стремиться. И не было бы работы, дающей возможность человеку заслужить свою истинную награду в будущем.

И не просто работать, но в процессе стать хорошим человеком. Ведь хороший человек — это тот, кто делает добро или борется со злом. Дает людям то, чего им недостает, или спасает от беды. Если бы у людей уже всё было и не было проблем и угроз, то и добро некому было бы делать. То есть, если бы жизнь уже была хорошей, люди не получили бы возможность быть хорошими. Вот мир и создан неидеальным — именно для того, чтобы дать им эту идеальную возможность.

А, с другой стороны, человек создан так, что ему нужно вечно к чему-то стремиться. Это ради его блага — чтобы не отлынивал и заработал как можно больше. Да, заложено в нем и чувство, что, в конечном счете, должен быть покой. Но в этом мире покой всегда оказывается иллюзорным и тормозит стремление добиваться чего-то еще. Потому что на самом деле покой будет в Будущем мире, это туда мы подсознательно стремимся. А в этом мире нам надо этот покой заработать.

Вот и создал Б-г человека так, что ему не сидится. И, даже если чего-то добивается, скоро уже этим не удовлетворен и хочет чего-то еще. А если не находит, к чему еще стремиться, то теряет смысл жизни. Потому что ее цель — действительно не находить покоя, а что-то делать, к чему-то идти.

Поэтому вопрос тут — не как добиться покоя, а какую именно выбрать цель, чего добиваться? Если есть благая цель — человек будет стремиться к ней, а если нет — выдумает что-нибудь глупое. Например, съесть рекордное число сосисок за минуту или еще что-нибудь такое для Гиннеса.

Иного, похоже, не дано. Самым великим в истории праведником был Моше Рабейну, но о нем мудрецы (мидраш Ваикра Рабба 22:2) говорят: «Тот, кто любит деньги, не насытится деньгами. А тот, кто любит заповеди, не насытится заповедями». У Моше в «копилке» было более чем достаточно заповедей, но всё равно он захотел добавить к ним еще одну и выделить города-убежища (Дварим 4:41). Хотя функционировать они могли начать только в будущем, после его смерти. Что мог, то сделал, даже если это одна «неполная» заповедь в дополнение к «огромной коллекции».

Кто не стремится к накоплению заповедей, тот стремится к накоплению денег, чем тоже, как мы помним, никогда не насытится. Известно и другое изречение мудрецов: «Если у человека есть сто, хочет двести, есть двести — хочет четыреста» (Коэлет Рабба 1:13).

Но тут возникает вопрос. Мудрецы говорят (Авот 4:1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью». Значит, можно быть довольным своей участью и не хотеть большего? Как же этого добиться, если по природе человек именно что стремится к большему и специально был создан таким?

Ответ, возможно, следующий: дело не в том, чтобы научиться не хотеть большего. А в том, чтобы выбрать правильную цель, к которой стремиться. Тогда стремление к той цели, увлечение тем делом сделает другие дела менее важными и обесценит в глазах человека достижения в них.

Если он отдает все силы какой-то полезной деятельности — спасению людей (как врач или полицейский), созданию текстов или музыки, научному исследованию, изучению комплексной темы в Торе — то другие цели, включая материальные наслаждения, уже не так притягивают: некогда, не до них.

Целеустремленный человек готов потерять сон и потерпеть другие физические неудобства — лишь бы добиться своей цели. Он не приучил себя удовлетворяться скромными удобствами — он перестал замечать, что они скромные. Существует целый ряд сообщений о том, как тот или иной праведник настолько увлекся изучением Торы, что забыл, что уже много часов не ел или не спал, или стоял в не очень удобной позе.

Так что в этом, похоже, секрет. К чему-то стремиться непременно надо, иначе — действительно депрессия, суицид. Поэтому важно выбрать достойную цель, а тогда в других областях можно будет даже — нет, не достичь удовлетворения, а забыть, что ситуация неудовлетворительная. Потому что главное — та заветная цель, к которой стремишься. Позаботимся же о том, чтобы она была действительно достойной.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше

Помогла неприятному человеку, но не от чистого сердца и без радости...

Рав Яков Шуб

Помогла в угоду собственному высокомерию и тщеславию. Это неправильно?

Как, когда и сколько давать людям денег, когда они просят?

Рав Моше Сытин

Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?

Как правильно относиться к прививкам?

Рав Яков Шуб

А были уже в истории случаи, когда раввины говорили о вакцинации? Кто сказал, что есть обязанность делать прививку? Мы обязаны рисковать? Как вообще правильно относиться к прививкам?

Я — медсестра. Могу ли я сделать маме прививку от коронавируса?

Рав Яков Шуб

Сделать родителям укол — это значит нанести им рану или повреждение? А если они сами просят? А если им больше не к кому обратиться? А если родители хотят, чтобы процедура была бесплатной? А если для мамы из всех врачей существует только ее сын?