Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каков был шанс Эсава стать праведником, если его Сам Б-г возненавидел?

Темы: Ненависть, Предназначение, Свобода выбора, Каббала, Яаков, Будущий мир, Эсав, Змей, Адам, Хава

Отложить Отложено

Уважаемый Ребе, у меня такой вопрос:

Пишет Рамбам: «У каждого есть выбор: хочет человек ступить на благой путь и стать праведником — ему дана эта возможность, а если желает ступить на путь зла и быть злодеем — ему дана и эта возможность… И пусть не возникнет у вас мысли, которую высказывают вслух глупцы народов мира и большинство еврейских невежд, будто Святой, благословен Он, изначально, с момента зарождения человека решает, будет он праведником или злодеем. Это не так. Каждый еврей может удостоиться праведности Моше Рабейну или может стать злодеем, подобно Йароваму» (Законы раскаянья 5:12).

При этом:

Господь говорит: «Я люблю вас, люди». Но вы спрашиваете: «Что доказывает эту любовь?» И Господь отвечает: «Исав был братом Иакова. Но Я избрал и полюбил Иакова. Я возненавидел Исава, разрушил его горную страну, и сейчас в ней обитают одни лишь шакалы» (Малахия 1:2-3).

Я так понимаю что Господь избрал Иакова ещё во чреве, до рождения?

Мой вопрос: каков был шанс Исава стать праведником, если его Сам Б-г возненавидел? Спасибо. Сергей

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Сергей!

Спасибо за интересный вопрос. Прежде чем перейти к теме Вашего вопроса — свободе выбора, проанализируем стих из книги пророка Малахи (1:2-3), который Вы привели:

«Я возлюбил вас, сказал Господь. А вы говорите: “В чем (явил) Ты любовь к нам?” Разве не брат Эйсав Яакову, слово Господа! Но возлюбил Я Яакова. А Эйсава возненавидел Я, и сделал горы его пустошью, и удел его — (жилищем) шакалов пустыни».

Когда возникла эта ненависть Всевышнего к Эйсаву? Автор одного из классических комментариев, рав Давид Кимхи пишет, что причиной этой ненависти послужили поступки Эйсава и его потомков. И, в частности, то, что они причинили много зла евреям и радовались падению и изгнанию народа Израиля.

Похожее объяснение находим у Мальбима и некоторых других комментаторов. Согласно этому мнению, ненависть возникла, только когда у неё появилась причина. И тут вопросов не возникает.

Однако есть и другая комментаторская линия: эта ненависть к Эйсаву была изначально, ещё до того, как он ее «заслужил». Тут уже нужно понять, как возникла эта ненависть. Тем более что, как известно, Ицхак любил Эйсава (см. Берешит 25:28).

Как Ицхак — совершенный праведник — мог любить того, кого Всевышний ненавидит, даже если это его сын?

Приведу свои соображения на этот счёт. Как известно, Яаков женился на двух сёстрах: Лее и Рахели. И если на Рахели он женился по своей инициативе, то на Лее — по инициативе Лавана, которую тот проявил не самым честным образом. Поэтому отношение Яакова к Лее было не идеальным.

В Торе об этом сказано так (Берешит 29:31): «Но увидал Б-г, что ненавидима Лея…»

Комментаторы спрашивают: как праведник Яаков мог ненавидеть жену? Более того, известно, что дети, рождённые от ненавистной жены (бнэй снуа), не обладают хорошими качествами — в отличие от детей Яакова и Леи.

Ответ комментаторов: Яаков не питал ненависти к Лее. Просто из-за того, что Рахель он любил больше, Лея названа «ненавидимой». (Истины ради отмечу: есть комментаторы, которые понимают эти слова буквально; нам же достаточно упомянуть, что возможно и другое понимание). То же самое, видимо, можно сказать и об отношении к Эйсаву.

Только сначала небольшое предисловие. В древней каббалистической книге «Шаарей Ора» сказано, что из-за греха Адама Змею удалось передать Хаве нечистоту. И эта нечистота не покидала тело человека, пока праведники поколений не избавились от неё.

Далее «Шаарей Ора» перечисляет праведников, благодаря которым произошло это постепенное очищение: Шет, Ханох, Ноах, Шем. Авраам продолжил очищение, но у него родился Ишмаэль. Ицхак продолжил очищение, но у него родился Эйсав. И только Яаков удостоился полного очищения. Это имели в виду мудрецы, когда сказали, что красота Яакова подобна красоте Адама (до греха).

На основании того, что сказано в «Шаарей Ора», можно предположить: любовь Творца к Яакову выразилась в том, что именно он удостоился быть полностью чистым от «скверны Змея» и, соответственно, стать отцом двенадцати колен и праотцем народа, которому поручено привести мир к исправлению после греха Адама.

А Эйсав «взял на себя» оставшуюся нечистоту, и можно предположить, что именно это пророк Малахи называет «ненавистью Всевышнего». То есть речь идет не о ненависти в обычном смысле слова, а просто о менее важной роли в этом мире.

Ведь до рождения Яакова и Эйсава их матери Ривке было сказано (Берешит 25:23): «Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; и народ от народа крепнуть будет (привычный перевод: “и народ народа сильнее будет”), и старший будет служить младшему». То есть и Эйсаву было суждено стать праотцем целого народа, а это трудно назвать «ненавистью» Творца.

«Ненависть» же заключалась в том, что старший (Эйсав) будет служить младшему (Яакову).

И здесь мы переходим ко второй части вопроса. Вы привели слова Рамбама:

«У каждого есть выбор: хочет человек ступить на благой путь и стать праведником — ему дана эта возможность, а если желает ступить на путь зла и быть злодеем — ему дана и эта возможность… И пусть не возникнет у вас мысли, которую высказывают вслух глупцы народов мира и большинство еврейских невежд, будто Святой, благословен Он, изначально, с момента зарождения человека решает, будет он праведником или злодеем. Это не так. Каждый еврей может удостоиться праведности Моше Рабейну или может стать злодеем, подобно Йароваму».

Рамбам не пишет, что каждый может стать Моше Рабейну. Моше есть только один. Все люди отличаются друг от друга способностями. Но каждый, если выполнит свою роль в этом мире, удостоится праведности Моше Рабейну.

Это же верно и в отношении Эйсава. Процитирую хасидскую книгу «Шем ми-Шмуэль» (к главе Толдот):

«Весь порядок Творения шел по принципу “главное — вспомогательное”. Грядущий мир — главный, этот мир — вспомогательный, как сказали наши мудрецы благословенной памяти (Пиркей Авот 4:16): “…Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты зайти в зал”. Так же и шесть дней недели — вспомогательные по отношению к субботе… Так же с плодами — у них есть кожура, которая оберегает плод… И каждый человек, если делает то, ради чего он был сотворен, приобретает совершенство.

И если вспомогательное действительно помогает основному, то благодаря основному и вспомогательное становится совершенным. И если этот мир действительно вспомогательный по отношению к миру Грядущему и выполняется предписание “приведи себя в порядок в прихожей” (см. выше), то и наш мир возвышается и освящается — и Грядущий мир просвечивает и в этом мире…

И следует сказать, что этот же принцип лежал в основе сотворения Яакова и Эйсава. И Эйсав должен был стать вспомогательным по отношению к Яакову и благодаря ему достичь совершенства… но сердце Эйсава не желало, чтобы он стал вспомогательным по отношению к Яакову, а побудило его сделать себя основным».

Отсюда урок нам всем: важно выяснить, что в этой жизни основное, а что — вспомогательное, и стараться не перепутать.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше