Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где можно узнать о временных рамках чтения молитв?

Темы: Награда и наказание, Время, Заповеди, Будущий мир, Молитва, Жертвоприношения

Отложить Отложено

Скажите, где почитать общие правила, когда Шахарит, Минха и Маарив (соответственно, Утренняя, Послеполуденная и Вечерняя молитвы)? Когда можно начинать, и когда нельзя начинать? Какие временные рамки — как определить?

Отвечает рав Нахум Желязник

Спасибо за Ваш вопрос!

Время молитвы

Постараемся изложить законы о времени ежедневных молитв в ясной форме. Так, чтобы было понятно каждому, даже тому, кто впервые открыл Сидур. Но так, чтобы и «молящийся со стажем» мог найти здесь для себя много полезного.

Говоря о времени молитв, мы имеем в виду, прежде всего, время чтения молитвы Шма Исраэль и следующей за ней Амиды (она же Шмонэ-Эсре). Остальные части молитвы, как правило, привязаны к этим двум и не имеют собственных временных рамок.

Как было установлено время молитв

Талмуд (Брахот 26 б) говорит: мудрецы установили молитвы в соответствии с жертвоприношениями в Храме. Шахарит соответствует утренней постоянной жертве, Минха — послеобеденной, а Маарив — ночному сожжению частей туш, которые не догорели днем. Отсюда и время молитвы Амида — основной части каждой из трех перечисленных служб.

Время молитвы Шма Исраэль также установлено Талмудом. Ее читают дважды: утром, в те часы, когда большинство людей просыпаются, и вечером, когда ложатся. Подробнее см. ниже.

Время молитвы Амида утром

Лучше всего начинать чтение Амиды с восходом солнца — нец а-хама (Шулхан Арух, Орах Хаим 89:1). Когда Амиду читают с восходом солнца, Шахарит (ту часть, которую читают до Амиды) начинают до восхода, на рассвете. Такое время молитвы называется «ватикин» (молиться в это время — обычай «ватикин» — «древних», «мудрых» или «расторопных»). Те, кто молится «ватикин», выполняют заповедь во всей полноте, получая за нее максимальную награду.

Несмотря на это, обычай многих евреев, а также обычай ешив — молиться позже. Почему? Дело в том, что с появлением электричества распорядок дня сильно изменился и молиться «ватикин», что было так естественно прежде, сегодня — почти за гранью возможного. Люди привыкли ложиться поздно (а часто — просто нет другой возможности), и быть в синагоге в 5 утра — это выше их сил[1].

Когда заканчивается время чтения молитвы Амида

Время чтения Амиды истекает в конце первых четырех временнЫх часов дня (Шулхан Арух, там же).

Что такое временной час? Световой день делится на 12 равных частей. Одна такая часть называется временнЫм часом. Зимой такой час существенно короче стандартного (состоящего из шестидесяти минут), а летом — длиннее. Иными словами, Амиду нужно прочитать до конца трети светового дня.

Как высчитывается это время — вопрос непростой: существует несколько подходов и способов расчета. Но не волнуйтесь: нам не приходится работать с калькулятором. Все расчеты уже сделаны и приведены в календаре галахических «времен». А что нужно — это научиться таким календарем пользоваться (все упомянутые в этой статье «времена» там указаны).

Тот, кто не уложился в отведенное время, может, постфактум, помолиться до хацотполудня (там же). Полдень, о котором идет речь, — тоже временной, т. е. середина светового дня. «Лучше поздно, чем никогда» — сказано как раз про такой случай. Гмара (Брахот 26 а) говорит, что награда за такую молитву полагается, но меньше, чем за молитву, прочитанную вовремя.

Время чтения Шма Исраэль утром

Время чтения молитвы Шма Исраэль начинается, когда рассвело настолько, что можно узнать малознакомого человека на расстоянии четырех локтей (двух метров). В календаре — графа «Ми-ше-йакир» («с того момента, как узнает»).

Но наилучший вариант (как и для Амиды, см. выше) — читать Шма по обычаю «ватикин». Как это делается? Следует рассчитать время так, чтобы закончить благословения, установленные после Шма, непосредственно перед восходом солнца и сразу на восходе начать читать Амиду (Шулхан Арух, Орах Хаим 58:1) [2].

Время чтения Шма истекает с тремя временными часами (Шулхан Арух, там же). Следовательно, молитва Шма должна быть прочитана никак не позже первой четверти светового дня.

Во многих календарях графа «время окончания чтения Шма» — двойная, с двумя сроками. С чем это связано? Есть два наиболее распространенных метода расчёта: «по (автору комментария) Маген Авраам» и «по А-Гро» (Виленскому Гаону). Большинство законоучителей разрешают полагаться на мнение А-Гро, который «облегчает» закон, указывая более поздний (по сравнению с Маген Авраамом) час.

Время по Маген Аврааму приводится для тех, кто стремится выполнить эту заповедь, учитывая все мнения. Для праведников или людей, особенно любящих эту заповедь и желающих соблюсти ее наилучшим образом.

Выше было сказано, что Амиду можно отложить до конца четырех временных часов. А Шма — только до конца трех. Как известно, начать чтение Амиды надо сразу после произнесения благословений, следующих за Шма, чтобы «максимально приблизить Геулу (избавление)[3] к молитве» (Шулхан Арух, Орах Хаим 111:1). Значит, нельзя читать эти две молитвы отдельно.

А что же делать тому, кто читает Амиду после окончания трех временных часов? Как быть с молитвой Шма? Ответ: нужно наложить тфилин и прочесть Шма[4] без благословений, которые надо читать до и после Шма в положенное время. А потом, читая Шахарит, произнести Шма еще раз — уже с благословениями[5].

Время молитвы Минха

Время чтения Минхи наступает через полчаса после хацот (полудня) и называется «Минха Гдола». А заканчивается с заходом солнца — шкиат а-хама (Шулхан Арух 233:1 и Мишна Брура там же, 1 и 8).

Время молитвы Маарив

Время вечернего чтения Шма по закону Торы — в течение всей ночи: начиная с выхода звезд (цет а-кохавим) и заканчивая рассветом (амуд а-шахар). Всё же, учитывая постановление мудрецов, различают три качественных уровня выполнения этой заповеди.

  1. Лучше всего — прочитать «Шма» сразу с выходом звезд. Так поступают те, кто спешит (расторопность — хорошее качество!) выполнить заповедь Всевышнего (Шулхан Арух 235:3 и Мишна Брура там же).
  2. Основное время чтения — до хацот (середины) ночи.
  3. «Постфактум» (бэдиавад) — до рассвета. Нельзя намеренно откладывать молитву до полуночи, но если так получилось, в любом случае читаем.

Амиду вечером тоже читают до середины ночи (Мишна Брура 235:24). Если не прочли до хацот, постфактум читают до рассвета, подобно Шма.

Есть общины, в которых принято читать Маарив еще засветло. Это очень удобно летом в северных странах, где ночь начинается поздно. Выхода звезд там можно и не дождаться. Всё же, при таком выполнении заповеди возникают некоторые галахические вопросы, поэтому желательно проконсультироваться у раввина.

Сделал дело гуляй смело

С Б-жьей помощью, мы рассмотрели времена, установленные для молитв. Но без приведенного ниже правила (или совета) ответ будет неполным. Совет следующий: всегда (утром, днем и вечером) стараться молиться при первой возможности. Это хорошо для всех, но тем, у кого нет постоянного миньяна (десяти евреев, собирающихся на молитву), — просто необходимо.

Во-первых, в этом случае есть дополнительная награда Свыше — за расторопность.

Во-вторых, существует целый ряд действий, которые мудрецы запретили до молитвы: начинать трапезу, ложиться спать и многое другое. Цель запретов — помочь человеку не забывать о молитве. В этом законе — множество нюансов, которые невозможно привести здесь. Скажем только, что тот, кому удается молиться прежде других дел, — существенно сокращает «список» молитв, пропущенных по забывчивости.

Пусть Ваши молитвы будут услышаны!

С уважением, Нохум Желязник


[1] Заметим, что зимой в северных странах многие сталкиваются с противоположной проблемой: солнце всходит очень поздно, восход застает людей на работе. Эту «проблему», как правило, можно решить — об этом стоит посоветоваться с раввином.

[2] Талмуд (Брахот 9 б, см. Тосфот) говорит: тому, кто так молится, обещан Будущий мир, а также — что он не потерпит ущерба весь тот день. Такова награда за выполнение этой заповеди. Но если человек грешил в тот день, грехи могут помешать исполнению обещания (Йаарот Дваш 1:9 от имени Шулхан Арух а-Ари — сборника галахот — законов — из трудов Аризаля, расположенных в том же порядке, что в Шулхан Арухе).

[3] «Геула» в данном случае — просьба об окончательном избавлении народа Израиля. Эту просьбу произносят в конце благословения, следующего за Шма, непосредственно перед Шмонэ-Эсрэ.

[4] Есть мнение, что достаточно прочесть только первую часть Шма (до слов «…у-ви-шеарэха» — «…и на воротах твоих»), но лучше — прочесть все три части (Мишна Брура 46:31).

[5] Время чтения благословений до и после молитвы Шма Исраэль также ограничено: оно соответствует времени чтения Амиды — до четырех временных часов. Тот, кто молится позже, что, как мы помним, разрешено постфактум, — не может произнести эти благословения.

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Будущий мир

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Врата воздаяния. Рамбам о Будущем мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа – это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она – источник познания.

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Врата молитвы 1. Ничто не даётся без молитвы

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»

Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

«Совершенная мера» 9. О молитве

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О молитве


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше