Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что нужно делать, когда Песах начинается на исходе субботы?

Темы: Песах, Суббота, Праздники, Пасхальный седер, Кидуш, Пасхальная Агада, Авдала, Благословение, Еда

Отложить Отложено

Шалом, ув. равы!

Не могли бы вы рассказать об особенностях Песаха, выпадающего на моцаей шабат (исход субботы)? Что есть в субботу? Мацу? Но, вроде, ее нельзя есть в последний день перед Песахом. Когда биур хамец (уничтожение квасного)? И многие другие вопросы. Большое спасибо!

С ув., Юра

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Юра,

Большое спасибо, что обратились к нам. Посылаем Вам вкратце всю необходимую информацию о том, как поступать, когда Песах выпадает на исход субботы.

1. Когда продают в этом году хамец?

Обычно: хамец продают утром накануне Песаха, 14 Нисана.

Проблема в этом году: канун Песаха приходится на субботу, а в субботу запрещено покупать и продавать.

Решение: в этом году продажу производят на день раньше, т.е. с утра в йом шиши (13 Нисана — пятница, 26 марта). Поэтому заполнить бланки о продаже нужно еще раньше, в йом хамиши (12 Нисана — четверг 25 марта). Желающие могут сделать это через наш сайт.

2. Когда в этом году постятся первенцы?

Обычно: первенцы постятся накануне Песаха, 14 Нисана.

Проблема в этом году: канун Песаха в этом году — суббота, а в субботу не постятся. Кроме того, невозможно перенести пост на день раньше, на йом шиши (пятницу), поскольку тогда мы начнем субботу в состоянии дискомфорта.

Решение: в этом году первенцы постятся на два дня раньше, т. е. в йом хамиши (12 Нисана — четверг, 25 марта). На практике первенцы обычно принимают участие в праздновании — окончании изучения талмудического трактата, приуроченном к этому дню, и таким образом освобождаются от поста.

3. Когда в этом году делают бдикат хамец (проверку, не осталось ли в доме квасного)?

Обычно: бдикат хамец делают вечером перед Песахом, 14 Нисана.

Проблема в этом году: в этом году вечер перед Песахом — это суббота. В субботу нельзя зажигать и переносить свечу, необходимую для проверки. Проверять следует вечером, поэтому бдикат хамец невозможно сделать утром перед субботой.

Решение: бдикат хамец делают в йом хамиши вечером (в четверг вечером, 25 марта). Перед проверкой произносят благословение — как обычно. После проверки так же, как обычно, произносят «Коль хамира…» — «Всё квасное и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не видел и не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

4. Когда в этом году сжигают хамец?

Обычно: хамец сжигают утром накануне Песаха до начала шестого временнОго часа (время светового дня делится на 12 равных частей, эти части и есть временные часы).

Проблема в этом году: канун Песаха приходится на субботу, а в субботу нельзя сжигать хамец. Теоретически, хамец можно уничтожить другими способами, разрешенными в субботу, однако традиционно принято именно сжигать.

Решение: чтобы не нарушать традицию, хамец сжигают в йом шиши утром (13 Нисана — пятница 26 марта) до шестого временного часа (в Иеруслаиме приблизительно 11:28, в крайнем случае 11:43). После сжигание хамца не произносят текст об аннулировании хамца (см. ниже), поскольку еще остается квасное, которое будут есть в субботу. Текст об аннулировании квасного произносят в субботу после того, как заканчивают есть квасное и уничтожают его остатки (см. вопрос 6).

5. Как едят хамец в субботу перед Песахом?

Обычно: накануне Песаха вечером и утром до пятого временного часа (в Иерусалиме это примерно 10.11, в крайнем случае 10:41) еще разрешено есть квасное.

Проблема в этом году: Если варить еду, содержащую хамец, и есть ее в обычной, не пасхальной посуде, то потом сложно избавиться от прилипшего хамца, потому что в субботу запрещено мыть посуду, которая не нужна на эту субботу (а обычной посудой не будут пользоваться до конца Песаха). Поверхности посуды, в которой едят квасное, необходимо очистить от остатков квасного.

Решение:

— Все горячие блюда готовят в пасхальной посуде и без хамца.

— Разрешено кушать китнийот. Но, если их варят, то делать это нужно в отдельной посуде.

— Для еды используют одноразовую посуду (сегодня можно достать красивую одноразовую посуду, чтобы это было достойно субботы).

— От всего лишнего квасного избавляются до субботы (см. вопрос 4). Покупают халы с расчетом, чтобы хватило на субботу. Некоторые покупают булочки или питы, которые меньше крошатся.

— Если приходится есть хамец на том же столе, где будут есть в Песах, то кладут заранее одноразовую скатерть, чтобы потом можно было ее убрать вместе с оставшимся хамцом и крошками. После того, как скатерть убрали, нужно проверить, не осталось ли на столе прилипших крошек и т. п.

6. Что делают с квасным, оставшимся после субботней трапезы?

В субботу вечером и утром до начала пятого временнОго часа (в Иерусалиме это примерно 10:11, в крайнем случае 10:43) разрешено есть хамец. А уничтожить его необходимо до начала шестого временного часа (в Иерусалиме это примерно 11:27, в крайнем случае 11:42). Поэтому помолиться в эту субботу нужно пораньше, некоторые молятся ватикин (утренняя молитва, которая начинается до восхода солнца).

Обычно: квасное сжигают утром накануне Песаха до начала шестого временного часа.

Проблема в этом году: канун Песаха приходится на субботу, а в субботу нельзя сжигать хамец.

Решение:

— Подметают пол. Убирают скатерть, на которой ели хамец. Крошки и оставшийся хамец можно раскрошить и смыть в туалете. Можно собрать оставшийся хамец, одноразовую посуду и скатерти, на которых ели хамец, в мусорный пакет и выбросить в общественный мусорный бак, который находится не в доме и не во дворе дома (в местах, где есть эйрув).

— После трапезы нужно тщательно очистить рот от остатков квасного, если надо, используют зубочистки и полощут рот водой или освежителем (в субботу не чистят зубы обычным способом).

— После этого произносят текст об аннулировании квасного (см. вопрос 4): «Всё квасное и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я видел или не видел, уничтожил или не уничтожил, — да будут аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

7. Как едят третью субботнюю трапезу перед Песахом?

Проблема в этом году:

— Некоторые полагают, что изначально третью трапезу нужно есть с хлебом. Но хамец можно есть только до пятого временнОго часа (в Иерусалиме приблизительно 10:11). Другие считают, что третью трапезу нужно есть после времени Минхи, т. е. днем, но в это время есть хамец уже запрещено.

— В день перед Песахом не едят мацу, которая подходит для выполнения заповеди. (Сфарадим могут есть мацу, которая замешена не на воде, а, например, на масле, яйцах и т. п., ашкеназим не используют такую мацу).

Решение:

— Завершить вторую трапезу до пятого временнОго часа. Затем после Минхи съесть в качестве третьей трапезы кнейдлах (они относятся к мезонот — не хлебным мучным изделиям) из мацовой муки (для тех, кто ест маца шруя, она же геброхтс, — «вымоченную мацу»), а трапезу нужно завершить до десятого временного часа.

(Вареная маца не подходит для выполнения заповеди есть мацу, но есть мнения, что кнейдлах подходят для выполнения заповеди третьей трапезы).

Если не готовят кнейдлах, то можно выполнить заповедь третьей трапезы, поев мясо, рыбу и т. п. или, по крайней мере, фрукты.

— Тем, кто хочет выполнить заповедь в соответствии с мнениями всех галахистов, следует поступить так (следует отметить, что данный вариант подходит, только для очень организованных людей). Помолиться пораньше. Разделить вторую трапезу на две части. Съесть первую часть этой трапезы с хлебом (например, рыбу и салаты) и сказать биркат а-мазон. Затем сделать перерыв на полчаса, желательно встать с места и прогуляться. Снова помыть руки и съесть вторую часть трапезы с хлебом (например, чолнт и т. п.). Завершить обе трапезы необходимо до начала пятого временнОго часа.

Затем после Минхи устроить еще одну трапезу с кнейдлах, мясом или рыбой или хотя бы с фруктами, как было сказано выше.

— В любом случае нужно проследить, чтобы третья трапеза не была слишком сытной, чтобы потом с удовольствием есть мацу вечером на Седере.

8. Можно ли в субботу начать готовиться к пасхальному Седеру, который будет на исходе субботы?

В субботу нельзя готовиться к пасхальному Седеру. Поэтому все приготовления можно начать только по окончании субботы. После того, как суббота закончилась, говорят: «Барух А-Мавдиль бейн кодэш лэ-кодэш» («Благословен Отделяющий святое от святого», см. также вопрос 10), и после этого можно готовиться к Седеру.

Желательно основную часть приготовлений к Седеру завершить до наступления субботы:

— открыть бутылки с вином, соком и другими напитками;

— открыть другие упаковки;

— приготовить блюда на Седер;

— пожарить зроа (кусок мяса с костью) и сварить яйцо для пасхального блюда (кеары);

— проверить и промыть салат (хаса), который нужен для выполнения заповеди марор; если используют хрен, натереть его и закрыть, чтобы не выдыхался;

— если надо, отделить трумот и маасрот;

— если в Седере будет участвовать много людей, заранее отмерить необходимое количество мацы и марора — столько, сколько необходимо съесть для выполнения заповеди.

9. Как зажигать праздничные свечи, когда Песах начинается на исходе субботы?

Когда Песах начинается на исходе субботы, праздничные свечи не зажигают, пока не завершится суббота. Когда суббота заканчивается, произносят: «Барух А-Мавдиль бейн кодэш лэ-кодэш» («Благословен Отделяющий святое от святого»).

В праздник нельзя зажигать огонь, поэтому необходимо до наступления субботы зажечь свечу, которая горит 24 часа, и от нее брать огонь для зажигания свечей праздника. За границей, где праздник длится два дня, на исходе первого дня праздника нужно зажечь еще одну свечу на 24 часа, чтобы можно было взять от нее огонь вечером во второй день.

10. Как делают Авдалу, когда Песах наступает на исходе субботы?

Авдала в этом году является частью Кидуша. Следует внимательно следить за тем, что написано в Сидуре (в данном случае в Пасхальной Агаде, часть «Кадеш»).

Порядок такой: благословение на вино, текст Кидуша, благословение на свечу Авдалы (свечу нельзя тушить, поэтому используют уже зажжённые свечи или зажигают две спички от уже зажжённой свечи, а потом кладут их, чтобы они потухли сами). Затем читают текст Авдалы («…Отделяющий святое от святого») и благословение «Шеэхеяну» («Благословен Ты, Б-г, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, поддерживал ее в нас и дал дожить до времени этого»).

Песах кашер вэ-самеах (кошерного и радостного Песаха)!

С уважением, Яков Шуб

Читайте: тематический обзор Подготовка к Песаху и канун праздника

Материалы по теме

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Исход субботы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала

Смысл заповедей 22. Песах – десять казней

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»

Ночь Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше