Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Для чего нужно и что дает верующим совместное поклонение Б-гу?

Темы: Вавилонская башня, Миньян, Молитва, Община, Коронавирус

Отложить Отложено

Шалом! Для чего нужно и что дает верующему совместное поклонение Б-гу и Его прославление? Зачем вместе собираться и на молитву, и в синагогу? Ведь, вроде, в изоляции молились, прославляли и общались с Б-гом лично и без других людей — и хорошо было.

Ведь Б-г Вездесущий и Всезнающий. Разве Он не всегда со мной, разве Он не видит меня или не слышит? Разве Он не любит меня и не внимателен к моим нуждам? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете важный вопрос.

Действительно, если Б-г Вездесущий и Всепонимающий, то Он находится с каждым человеком постоянно и с Ним можно лично общаться в любую минуту. Особенно в свете того, что мы верим не только в общее, но и в частное Б-жественное Провидение (Ашгаха пратит — «индивидуальный надзор» за отдельными людьми): Б-г постоянно заботится о каждом человеке и «ведет его за руку» по жизни.

Мудрецы действительно говорят, что обращаться к Нему можно — и полезно — в любое время и по любому поводу. Вырабатывать ощущение Его присутствия в нашей жизни и заботы о каждом из нас. Рав Шимшон Пинкус в своей книге «Шеарим ба-Тфила» пишет: каждый раз, когда у человека возникает мысль типа: «Вот бы получилось так-то и так-то!», ее стоит превратить в молитву: «Б-же, сделай, пожалуйста, так-то и так-то!» Каждый раз, когда возникает проблема, препятствие, трудная ситуация, можно обратиться к Нему: «Б-же, помоги мне!»

Так человек может пройти всю свою жизнь с Б-гом. И зачем тогда собираться на молитву вместе с другими людьми? И зачем в синагоге?

Ответ такой. Человек — не только индивид. Он еще и член общества.

Для чего существует общество? То есть: для чего вообще люди собираются вместе и организуются в коллектив?

Для того чтобы сообща сделать то, что каждый человек по отдельности сделать не сможет. Один человек, каким бы гениальным и сильным он ни был, не сумеет построить небоскреб или самолет. А вместе люди смогут.

И не только в чисто физическом плане они будут обладать бОльшими силами и способностями, но и в духовном. Единство и сплоченность в стремлении людей к общей цели делает их помыслы реальной силой. Поэтому, когда люди затеяли «великую стройку» Вавилонской башни, Б-г счел нужным подорвать их единство — оно придавало им слишком большую духовную силу, которая была направлена не туда.

Поэтому и молитва Б-гу мощнее, когда люди молятся сообща — а это, естественно, духовная сила, направленная туда.

Даже чисто физически: один человек может хорошо и искренне помолиться Б-гу, но он не может, скажем, петь хором. Что, согласитесь, создает особую атмосферу и помогает и каждому участнику молитвы лучше ею проникнуться, вдохновиться. «И, конечно, припевать лучше хором!» — это понятно всем.

А конкретно в Талмуде (Брахот 6а) сказано: главным образом, молитва человека принимается Б-гом в сигагоге, как сказано (Млахим I 8:28): «…чтобы услышать хвалу и молитву». Талмуд толкует этот стих так: там где хвала, пусть будет и молитва. Объясняет Раши: т. к. в синагоге люди вместе поют сладкозвучные мелодии и восхваления Б-гу.

Таким образом, когда человек молится вместе с другими, его молитва становится частью большей силы. Но в то же время каждый человек сохраняет возможность личного, сокровенного общения с Б-гом. Поэтому главная молитва — Шмонэ Эсрэ — произносится шепотом.

Каждый человек, слыша только себя, произносит свою молитву Б-гу (в которой при желании в определенных местах может добавлять личные просьбы о чем угодно), но она поднимается вместе с подобными ей молитвами других людей и, таким образом, обладает бОльшей силой. Коллектив личных молитв.

Главный «качественный скачок» происходит, когда молящихся вместе становится десять. Тогда они образуют миньян — коллектив, сила молитвы которого уже иная. Поэтому Тора придает огромное значение молитве в миньяне. И поэтому даже в период изоляции из-за коронавируса религиозные евреи прилагали все усилия, чтобы всё-таки продолжить молиться вместе, устраивая «оконно-балконные» миньяны. Чтобы не терялась та особая сила, которую имеет молитва сообща.

Более того, в Мишлей (14:28) сказано: «Во множестве народа — величие царя». Б-г не просто Творец и Наставник каждого человека. Он также Царь всего народа (и мира). И чем больше народу собирается на поклон Царю и для служения ему, тем больше проявляется Его величие.

Наконец, синагога — это не просто практический способ организовать совместную молитву где-то под крышей. Помещение, посвященное молитвам, обладает особой святостью, и это тоже помогает. Поэтому, согласно многим мнениям, даже если человек вынужден молиться в одиночестве, лучше это делать в синагоге (Рамбам, Законы молитвы 8:1). Но, конечно, лучше всего — вместе с другими в синагоге.

Поэтому после вынужденной изоляции во время эпидемии мы спешим вернуться в наши святые синагоги и благодарим Б-га за возможность там молиться.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше