Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек заставляет других дать милостыню и устраивает так, что они делают это, награда его больше, чем награда самого дающего, как сказано: «И будет (наградой) устраивающего милостыню мир».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Для чего нужно и что дает верующим совместное поклонение Б-гу?

Темы: Вавилонская башня, Миньян, Молитва, Община, Коронавирус

Отложить Отложено

Шалом! Для чего нужно и что дает верующему совместное поклонение Б-гу и Его прославление? Зачем вместе собираться и на молитву, и в синагогу? Ведь, вроде, в изоляции молились, прославляли и общались с Б-гом лично и без других людей — и хорошо было.

Ведь Б-г Вездесущий и Всезнающий. Разве Он не всегда со мной, разве Он не видит меня или не слышит? Разве Он не любит меня и не внимателен к моим нуждам? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете важный вопрос.

Действительно, если Б-г Вездесущий и Всепонимающий, то Он находится с каждым человеком постоянно и с Ним можно лично общаться в любую минуту. Особенно в свете того, что мы верим не только в общее, но и в частное Б-жественное Провидение (Ашгаха пратит — «индивидуальный надзор» за отдельными людьми): Б-г постоянно заботится о каждом человеке и «ведет его за руку» по жизни.

Мудрецы действительно говорят, что обращаться к Нему можно — и полезно — в любое время и по любому поводу. Вырабатывать ощущение Его присутствия в нашей жизни и заботы о каждом из нас. Рав Шимшон Пинкус в своей книге «Шеарим ба-Тфила» пишет: каждый раз, когда у человека возникает мысль типа: «Вот бы получилось так-то и так-то!», ее стоит превратить в молитву: «Б-же, сделай, пожалуйста, так-то и так-то!» Каждый раз, когда возникает проблема, препятствие, трудная ситуация, можно обратиться к Нему: «Б-же, помоги мне!»

Так человек может пройти всю свою жизнь с Б-гом. И зачем тогда собираться на молитву вместе с другими людьми? И зачем в синагоге?

Ответ такой. Человек — не только индивид. Он еще и член общества.

Для чего существует общество? То есть: для чего вообще люди собираются вместе и организуются в коллектив?

Для того чтобы сообща сделать то, что каждый человек по отдельности сделать не сможет. Один человек, каким бы гениальным и сильным он ни был, не сумеет построить небоскреб или самолет. А вместе люди смогут.

И не только в чисто физическом плане они будут обладать бОльшими силами и способностями, но и в духовном. Единство и сплоченность в стремлении людей к общей цели делает их помыслы реальной силой. Поэтому, когда люди затеяли «великую стройку» Вавилонской башни, Б-г счел нужным подорвать их единство — оно придавало им слишком большую духовную силу, которая была направлена не туда.

Поэтому и молитва Б-гу мощнее, когда люди молятся сообща — а это, естественно, духовная сила, направленная туда.

Даже чисто физически: один человек может хорошо и искренне помолиться Б-гу, но он не может, скажем, петь хором. Что, согласитесь, создает особую атмосферу и помогает и каждому участнику молитвы лучше ею проникнуться, вдохновиться. «И, конечно, припевать лучше хором!» — это понятно всем.

А конкретно в Талмуде (Брахот 6а) сказано: главным образом, молитва человека принимается Б-гом в сигагоге, как сказано (Млахим I 8:28): «…чтобы услышать хвалу и молитву». Талмуд толкует этот стих так: там где хвала, пусть будет и молитва. Объясняет Раши: т. к. в синагоге люди вместе поют сладкозвучные мелодии и восхваления Б-гу.

Таким образом, когда человек молится вместе с другими, его молитва становится частью большей силы. Но в то же время каждый человек сохраняет возможность личного, сокровенного общения с Б-гом. Поэтому главная молитва — Шмонэ Эсрэ — произносится шепотом.

Каждый человек, слыша только себя, произносит свою молитву Б-гу (в которой при желании в определенных местах может добавлять личные просьбы о чем угодно), но она поднимается вместе с подобными ей молитвами других людей и, таким образом, обладает бОльшей силой. Коллектив личных молитв.

Главный «качественный скачок» происходит, когда молящихся вместе становится десять. Тогда они образуют миньян — коллектив, сила молитвы которого уже иная. Поэтому Тора придает огромное значение молитве в миньяне. И поэтому даже в период изоляции из-за коронавируса религиозные евреи прилагали все усилия, чтобы всё-таки продолжить молиться вместе, устраивая «оконно-балконные» миньяны. Чтобы не терялась та особая сила, которую имеет молитва сообща.

Более того, в Мишлей (14:28) сказано: «Во множестве народа — величие царя». Б-г не просто Творец и Наставник каждого человека. Он также Царь всего народа (и мира). И чем больше народу собирается на поклон Царю и для служения ему, тем больше проявляется Его величие.

Наконец, синагога — это не просто практический способ организовать совместную молитву где-то под крышей. Помещение, посвященное молитвам, обладает особой святостью, и это тоже помогает. Поэтому, согласно многим мнениям, даже если человек вынужден молиться в одиночестве, лучше это делать в синагоге (Рамбам, Законы молитвы 8:1). Но, конечно, лучше всего — вместе с другими в синагоге.

Поэтому после вынужденной изоляции во время эпидемии мы спешим вернуться в наши святые синагоги и благодарим Б-га за возможность там молиться.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В недельной главе «Тазриа» («Зачнет») изложены законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у человека Читать дальше

Недельная глава Тазриа

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа

Избранные комментарии к недельной главе Тазриа

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава

Мидраш рассказывает. Недельная глава Тазриа

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

«Тазриа» («Зачнет»)

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе — проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).