Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как чужой осел попал в Десять Заповедей?

Темы: Запреты, Заповеди, Желание

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, если 10 Речений — это квинтэссенция всей Торы, то ожидается, что они должны говорить о возвышенных понятиях. Почему же туда вошли такие банальные вещи, как не желать дома и осла другого человека?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Безусловно, Десять Речений, полученные еврейским народом во время Синайского Откровения, более чем значимы. Еще большее значение они приобретают в свете комментария рава Саадьи Гаона, согласно которому они включают в себя все 613 еврейских заповедей.

Разумеется, эти Десять Заповедей были выбраны не случайно, и вполне вероятно, что они содержат наиболее значимые и основополагающие принципы. Например, первое Речение (Шмот 20:2), провозглашающее: «Я — Всевышний, Б-г ваш» именно таково. Последующие речения — о запрете идолопоклонства, соблюдении субботы и т. п. — также закладывают основы еврейской жизни.

Но последнее речение (Шмот 20:14), запрещающее желать дом, жену или другое имущество ближнего, в этом плане вызывает недоумение, как Вы верно заметили. Ведь вначале были основы еврейской веры и мировоззрения, почему же потом речь пошла о таких обыденных вещах, как желание заполучить чужого осла?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к комментарию Ибн-Эзры (на Шмот 20:14).

Вполне легитимно спросить: как Тора может предписывать нам, чего желать, а чего нет? Неужели человеческие желания находятся под контролем разума и сердце может не пожелать того, что ему захочется?

Именно это заблуждение и призвана исправить заповедь «Не желай». Ведь после того, как в первых Речениях нам возвестили, что Всевышний создал этот мир и руководит им, и контролирует всё, что в нем происходит, мы должны понять: всё, что человек может приобрести в этом мире, также зависят от Него.

И, значит, нет никакого смысла желать то, что принадлежит другому: если Всевышний решил, что это — имущество другого, а не мое, то желать этого так же бессмысленно, как желать, например, чтобы у человека выросли крылья. Получается, что в этом смысле заповедь «Не желай» является прямым продолжением заповеди «Я — Всевышний, Б-г ваш».

Но если посмотрим на эту заповедь шире, то увидим, что она содержит еще более важное «послание». У Торы как системы ценностей — уникальное стремление исправить человека, поднять его на более высокий духовный уровень.

Иными словами, благодаря заповеди «Не желай» мы понимаем, что конечная цель Торы — это не просто законодательно закрепить, что нам предписано и запрещено делать, а, скорее, изменить и возвысить сам строй наших мыслей, наше мышление. И даже желания человека, в конечном счете, определяются духовной системой Торы.

Законы Торы предназначены не просто для регулирования нашего поведения. И даже если человек, пересилив себя, не нарушит какой-то закон, противоречащий естественной человеческой склонности, это, конечно же, будет похвально, но не идеально.

Воздействие заповедей Торы еще сильнее: они преобразуют личность того, кто их соблюдает.

Например, заповедь «Не убий» не просто запрещает убийство, она формирует личность, неспособную совершить убийство. Так и заповедь «Не желай» в результате преображает человека так, что у него не возникает даже мыслей о чужом имуществе.

Итак, Тора предъявляет строгие требования к нашему поведению, но еще более сложной является конечная цель Торы — сформировать человеческую личность. Заповеди должны повлиять не только на то, что мы делаем, но и на то, кем мы являемся.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше