Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не будьте, как рабы, служащие господину ради награды, а будьте, как рабы, исполняющие работу бескорыстно, — и пусть будет в вас трепет перед Небесами»Пиркей Авот 1, 3

Как чужой осел попал в Десять Заповедей?

Темы: Запреты, Заповеди, Желание

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, если 10 Речений — это квинтэссенция всей Торы, то ожидается, что они должны говорить о возвышенных понятиях. Почему же туда вошли такие банальные вещи, как не желать дома и осла другого человека?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Безусловно, Десять Речений, полученные еврейским народом во время Синайского Откровения, более чем значимы. Еще большее значение они приобретают в свете комментария рава Саадьи Гаона, согласно которому они включают в себя все 613 еврейских заповедей.

Разумеется, эти Десять Заповедей были выбраны не случайно, и вполне вероятно, что они содержат наиболее значимые и основополагающие принципы. Например, первое Речение (Шмот 20:2), провозглашающее: «Я — Всевышний, Б-г ваш» именно таково. Последующие речения — о запрете идолопоклонства, соблюдении субботы и т. п. — также закладывают основы еврейской жизни.

Но последнее речение (Шмот 20:14), запрещающее желать дом, жену или другое имущество ближнего, в этом плане вызывает недоумение, как Вы верно заметили. Ведь вначале были основы еврейской веры и мировоззрения, почему же потом речь пошла о таких обыденных вещах, как желание заполучить чужого осла?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к комментарию Ибн-Эзры (на Шмот 20:14).

Вполне легитимно спросить: как Тора может предписывать нам, чего желать, а чего нет? Неужели человеческие желания находятся под контролем разума и сердце может не пожелать того, что ему захочется?

Именно это заблуждение и призвана исправить заповедь «Не желай». Ведь после того, как в первых Речениях нам возвестили, что Всевышний создал этот мир и руководит им, и контролирует всё, что в нем происходит, мы должны понять: всё, что человек может приобрести в этом мире, также зависят от Него.

И, значит, нет никакого смысла желать то, что принадлежит другому: если Всевышний решил, что это — имущество другого, а не мое, то желать этого так же бессмысленно, как желать, например, чтобы у человека выросли крылья. Получается, что в этом смысле заповедь «Не желай» является прямым продолжением заповеди «Я — Всевышний, Б-г ваш».

Но если посмотрим на эту заповедь шире, то увидим, что она содержит еще более важное «послание». У Торы как системы ценностей — уникальное стремление исправить человека, поднять его на более высокий духовный уровень.

Иными словами, благодаря заповеди «Не желай» мы понимаем, что конечная цель Торы — это не просто законодательно закрепить, что нам предписано и запрещено делать, а, скорее, изменить и возвысить сам строй наших мыслей, наше мышление. И даже желания человека, в конечном счете, определяются духовной системой Торы.

Законы Торы предназначены не просто для регулирования нашего поведения. И даже если человек, пересилив себя, не нарушит какой-то закон, противоречащий естественной человеческой склонности, это, конечно же, будет похвально, но не идеально.

Воздействие заповедей Торы еще сильнее: они преобразуют личность того, кто их соблюдает.

Например, заповедь «Не убий» не просто запрещает убийство, она формирует личность, неспособную совершить убийство. Так и заповедь «Не желай» в результате преображает человека так, что у него не возникает даже мыслей о чужом имуществе.

Итак, Тора предъявляет строгие требования к нашему поведению, но еще более сложной является конечная цель Торы — сформировать человеческую личность. Заповеди должны повлиять не только на то, что мы делаем, но и на то, кем мы являемся.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Книга заповедей. Запретительные

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

Запрет на убийство ради спасения жизни

Рав Шимон Соскин

Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе

Почему существует запрет на прелюбодеяние?

Рав Реувен Куклин

Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе


В недельной главе «Тазриа» («Зачнет») изложены законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у человека Читать дальше

Недельная глава Тазриа

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу Тазриа

Избранные комментарии к недельной главе Тазриа

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава

Мидраш рассказывает. Недельная глава Тазриа

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

«Тазриа» («Зачнет»)

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Тазриа» содержит законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у людей и вещей, вызванное родами и болезнью цараат (в переводе — проказа; особая болезнь, не тождественная той, что называют проказой в наше время).