Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каким образом Каин духовно мутировал до такой степени, что убил Авеля?

Темы: Зависть, Злое начало, Испытание, Свобода выбора, Грех, Убийство, Праведники, Каин

Отложить Отложено

Если Каин и Авель родились в духовно чистой атмосфере, то каким образом Каин духовно мутировал до такой степени, что убил Авеля?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос.

Мы говорим о Каине и Эвеле — сыновьях Адама, то есть о людях, духовный уровень которых не можем себе и близко представить, и, соответственно, нам трудно или, скорее, невозможно судить о том, что ими руководило в их поступках, описанных в Торе.

Тем не менее, раз Тора рассказала нам о них, значит, мы можем и должны сделать из этого рассказа какие-то выводы для себя.

Только сначала небольшое замечание. Вы пишете, что Каин и Эвель родились в духовно чистой атмосфере. Если Вы имеете в виду мир до греха Адама, то следует отметить, что это неоднозначно. Так, мидраши, описывающие жизнь Адама в течение его первых десяти часов, до греха, не упоминают, что он стал отцом. Так же — в Книге Зоар.

А из Гмары (Санхедрин 38 б) следует, что Каин и Эвель родились до греха. Мнения комментаторов также разделились.

А теперь приведу две линии в объяснении убийства Эвеля, его предпосылок. Каждая из этих комментаторских линий указывает на один из аспектов истинной причины убийства, и каждая подводит нас к важному выводу.

1. Говорят наши мудрецы (Сукка 52 а): чем больше человек (то есть, чем выше его духовный уровень), тем больше (сильнее) его злое начало.

И говорит рав Хаим Шмулевич («Сихот Мусар», очерк 91): на первый взгляд, смысл этого изречения следующий: чем больше человек, тем больше его духовные силы и, значит, тем легче ему будет смирить свое дурное начало. И, таким образом, его свобода выбора теряет «равновесие».

Поэтому, чтобы его злое начало могло быть ему достойным противником, следует и злому началу дать больше силы. Тогда свобода выбора праведника «уравновесится» и, соответственно, испытания праведника будут не легче, чем испытания обычного человека.

Но на самом деле это не так. Мудрецы Талмуда говорят (в трактате Сукка, там же), что злое начало покидает народы мира и провоцирует народ Израиля. Абайе добавляет к этому, что мудрецов Торы злое начало подстрекает к греху больше, чем всех остальных.

То есть война со злым началом, которую ведёт человек высокого духовного уровня, гораздо тяжелее, чем война обычного человека. Далее Талмуд приводит поучительную историю — как раз об Абайе.

Как-то раз Абайе услышал, как один мужчина договорился с некой женщиной идти куда-то вместе. И Абайе решил пойти за ними, чтобы в случае необходимости уберечь их от греха. Он прошел за ними долгий путь, но вмешиваться ему не пришлось — путники и не пытались согрешить.

И сказал об этом Абайе: если бы он был на месте того мужчины, он бы не смог устоять. Гмара говорит: Абайе очень страдал из-за этого, пока ему не сказали: чем больше человек, тем сильнее его злое начало.

Отсюда следует, что злое начало праведника больше, чем злое начало обычного человека — не только в той мере, чтобы испытание для праведника не было легче, для обычного человека, а в гораздо большей степени. И, соответственно, опасность, которой подвергаются праведники, намного больше.

Отсюда вывод: в жизни всегда есть место выбору! Причем праведность человека не облегчает его испытания, а напротив, усиливает их. Тем более — когда речь идёт о Каине, стоявшем у истоков человечества.

Более того, Мидраш «Пиркей де-раби Элиэзер» говорит, что Каин не был подобен человеку. А Зоар добавляет: нижней своей половиной он был подобен человеку, а верхней — ангелам.

2. Рассмотрим стих, который говорит об убийстве Эвеля (Берешит 4:8): «И сказал Каин Эвелю, брату своему… И было, когда они были в поле, и восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его».

Тора не открывает нам, что Каин сказал Эвелю. На этот счёт есть разные мнения. Таргум Йерушалми[i] приводит такую версию: «Сказал: нет Суда и нет Судьи, и нет другого мира».

Рав Элияу-Элиэзер Деслер («Михтав мэ-Элияу», I, с. 174) задает вопрос, немного похожий на Ваш: как может быть, что такой великий человек, как Каин, пророк, превратился в отступника? И отвечает. Как известно, Каином овладела зависть к брату.

Во-первых, из-за того, что Всевышний принял жертву Эвеля, а жертву Каина отверг. Во-вторых, мидраш говорит, что они спорили о разделе мира. Каину мешало, что он будет владеть не всем миром, а только его частью. И зависть разгорелась настолько, что у Каина зародилось желание убить брата.

Но это страшное желание шло вразрез с пророческим постижением Каина и привело к внутреннему конфликту. Так что он был вынужден выбирать: или искоренить свою зависть и выбрать постижение истины, или же — дать выход своему желанию убить Эвеля, при этом полностью игнорируя свое постижение, до полного отступничества.

Каин выбрал второй путь наперекор своему пророческому постижению. Таким же образом «устроено» всякое отступничество, заключает Рав Деслер. Все люди в глубине сердца знают истину, но их порочные желания толкают их к преступлению, и возникает внутренний конфликт, который они не могут разрешить.

И им приходится прибегнуть к отступничеству, чтобы разрешить это внутреннее противоречие. Таким образом, любое безбожие изначально основано на лжи, самообмане.

Примечательно, что эту же идею мы находим у известного английского писателя-философа Олдоса Хаксли, который всю жизнь был приверженцем теории эволюции. В последние годы жизни он написал статью «Исповедь профессионального еретика». Там он пишет:

«У меня были причины не хотеть, чтобы у мира был смысл, в результате чего я предположил, что у мира нет смысла, и без особых трудностей я мог найти достаточно веские обоснования этому предположению… как для себя, так и, без сомнения, для большинства людей моего поколения. Философия бессмысленности была средством для освобождения. Освобождение, которого мы хотели, это было одновременно освобождение от определённой системы политики и экономики и освобождение от определённой системы морали…»

В заключение повторю: когда мы обсуждаем подобного рода темы, важно всегда помнить, что у нас нет настоящего представления о предмете обсуждения. Мы только извлекаем для себя урок из того, что сказано в Торе, комментариях и Устной Традиции.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Таргум Йерушалми (ивр. «Иерусалимский Перевод») — частичный перевод Торы (Пятикнижия) на арамейский язык, представляющий собой иную версию Перевода Йонатана, сына Узиэля. Таргум Йерушалми представляет собой агадический комментарий, зачастую весьма далекий от буквального смысла оригинала. По приблизительным оценкам, записан в 7-8 вв. н. э.

Материалы по теме


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше