Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли такое наказание — вечный ад?

Темы: Ад, Наказание, Грех, Душа, Суд, Будущий мир, Маараль из Праги, Праведники, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом у брохе (мир и благословение).

Есть ли такое наказание — вечный ад? Я спрашиваю про неевреев тоже.

Если да, то зачем? Это же бессмысленно.

Большое спасибо заранее и всего хорошего. Моше

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Моше!

Спасибо за интересный вопрос.

Сказано в конце книги пророка Йешаяу (66:24): «И выйдут, и увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти».

Отсюда Талмуд (Рош а-Шана 17а) делает вывод, что действительно есть такое наказание, как вечный ад. Сначала Талмуд говорит о трёх категориях людей, которые предстанут перед судом Грядущего мира:

Полные праведники, то есть те, у кого заслуг больше, чем грехов. Полные грешники, у которых грехов больше, чем заслуг. И средние — обычные люди, у которых половина заслуг и половина грехов. Праведников сразу же «записывают» на жизнь в Грядущем мире и запись скрепляют печатью. Грешников сразу же «записывают» в ад (на срок до двенадцати месяцев) и запись скрепляют печатью. А средние, по мнению школы Шамая, попадают в ад, страдают там и стенают и, очистившись от грехов, поднимаются в Грядущий мир. Школа Гилеля не принимает этого мнения и считает, что, по милости Творца, средние не попадут в ад вообще.

Завершая эту тему, Талмуд говорит об исключениях: «Однако минин (люди, извращающие слова Торы), доносчики, апикорсим (люди, порочащие мудрецов Торы)[1], те, кто не верит в истинность Торы, те, кто не верит в воскрешение из мертвых… сходят в ад и караются из поколений в поколения (т. е. вечно), как сказано: “И выйдут, и увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет…” Ад закончится, а они не закончатся, как сказано (Тэилим 49:15): “… а сила их сгниет в преисподней; нет у них (больше) обители”».

Здесь Талмуд говорит о каре, которую понесут еврейские грешники. А в другом месте в Талмуде (Эрувин 19) сказано, что в этом стихе («И выйдут, и увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет…») речь идет о неевреях. Комментаторы объясняют, что здесь нет противоречия. Ведь такие грешники, как миним, апикорсим, доносчики и т. п. — это не люди, совершившие какой-то конкретный грех, а люди с полным неприятием иудаизма в целом. И, соответственно, закон здесь для евреев и неевреев один. Понятно, что и неевреи, о которых сказано в стихе, — это именно грешники, отступившие от Творца.

Отмечу сразу, известный законоучитель и каббалист Рама из Фано (Асара маамарот, Хикур дин 5, 1) считает: слова «и караются из поколений в поколения» означают — не более четырех поколений. А то, что сказано — «Ад закончится, а они не закончатся», — означает, что адская кара закончится, а эти люди не исчезнут навсегда. То есть, и они удостоятся исправления. Рама из Фано заканчивает словами: «По правде говоря, нет ничего вечного, кроме того, что исходит от атрибута Милосердия».

Согласно этому комментарию, на Ваш вопрос можно дать оптимистический ответ.

Однако один из ранних комментаторов Талмуда — Ритво — объясняет по-другому: «“Ад закончится” — адские кары закончатся для всех грешников, о которых говорилось выше, “а они не закончатся” — но эти люди (миним, доносчики, апикорсим и т. п.) не избавятся от своих страданий, они будут страдать вечно». И такой подход мы находим в большинстве книг.

Комментаторы обсуждают еще один вопрос: если сказано, что ад закончится (что само по себе понятно: ведь этот мир закончится — и ад вместе с ним как его составляющая, и наступит мир Грядущий), то как понимать, что эти грешники продолжат страдать? И объясняют: в Грядущем мире у них будет другое наказание.

Как бы то ни было, мы видим, что, согласно большинству мнений, вечное наказание существует. И, как Вы верно спрашиваете, нужно понять, в чем его смысл.

Вопрос, который Вы задаете, более подробно сформулирован в книге «Драшот а-Ран» (друш 10). В ней сказано, что воздаяние Всевышнего за грехи основано на двух принципах. Первый: воздаяние не равно по строгости греху, как сказано (Тэилим103:10): «Не по грехам нашим поступал Он с нами и не по проступкам нашим воздал нам». Второй: наказание не является самоцелью, его цель — либо исправить человека, либо показать другим, что такое поведение недопустимо.

Ведь мы видим, что Тора запрещает мстить (см. Ваикра 19:18), значит, месть — это аморально. Значит, и Творец не станет наказывать из чистой мести, без «дополнительной пользы». И об этом сказали наши благословенной памяти мудрецы (Берешит Рабба 51): зло не приходит к нам Сверху. Т. к. невозможно, чтобы от Всевышнего, Который является Абсолютным Благом и Источником добра, исходило что-либо, что по своей сути является злом. Всё, что от Него исходит, имеет своей целью добро.

И, соответственно, если Творец посылает человеку наказание в этом мире, значит, у Него есть благая цель — или вернуть самого грешника на правильный путь, или же, если он не желает менять свои действия, — защитить от него других, чтобы они не брали с него пример. Но, когда речь идет о каре в Грядущем мире, всё это теряет смысл. Т. к. душа не может уже исправиться и останется в том состоянии, в котором была, когда вышла из тела. И другим душам это наказание тоже не поможет, ведь и они уже не могут изменить свои действия. И для обитателей этого мира тоже это наказание не имеет смысла, т. к. здесь его никто не видит.

Теперь перейдем к ответу. В самой книге «Драшот а-Ран» после подробного, как мы видели, обоснования того, что наказание в Грядущем мире не имеет смысла, сказано: исходя из этого, мы вынуждены заключить, что такое наказание — это естественная природа вещей.

То есть, изначально Творцом было заложено в природе души, что если она воспротивится Его воле, то ее неминуемо постигнет такое наказание. Видимо, речь здесь о следующей идее, которая приводится во многих книгах: награда и наказание не приходят «по договоренности», а изначально заложены в природу заповедей и запретов.

Рав Хаим из Воложина в книге «Руах а-Хаим» поясняет это таким примером. Если подданный совершил преступление и ему полагается смертная казнь, царь может простить его и не казнить. Это пример наказания «по договоренности». Но если этот подданный проглотит яд, то ему не поможет даже то, что он сделал это по ошибке: яд сделает своё дело в любом случае. Это пример наказания, заложенного в природу вещей.

Так и вечная кара. Грех — как яд, так заложено в его природу с сотворения мира. Только большинство грехов — относительно слабый яд, смерть и страдания служат достаточным противоядием. А доносительство, минут, апикорсут и т. п. — такой сильный яд, что почти никакое лекарство не помогает.

Пишу «почти», так как есть одно сильнодействующее средство, которое спасает даже от вечной кары, — раскаяние. Один из самых авторитетных законоучителей — Риф — говорит, что вечная кара, о которой говорит Талмуд, ждет человека, который умер без раскаяния. Но, если человек раскаялся в своих грехах при жизни, его грехи больше не вспоминают. И так же пишут Тосафот.

Такое объяснение порождает новый вопрос: ведь природа вещей — это тоже воля Всевышнего! Значит, вопрос остаётся: в чем смысл того, что Творец заложил в природу мира вечные страдания за доносительство, минут и т. д.?

Во-первых, вопрос в таком виде уже относится к замыслу Творения, а, как известно, Его мысли — не наши мысли («Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Господа; Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших» — Йешаяу 5:8, 9).

Во-вторых, обратимся к идее Маараля («Нетивот Олам»), которая поможет нам прояснить и этот вопрос. Он пишет: так как мир сотворен по Торе, тот, кто живёт по Торе, соответствует действительности этого мира. А тот, кто грешит, — выходит из реальности этого мира в место «смятения и пустынности», в «антиреальность» — это и есть ад.

Но в большинстве случаев грех — это лишь склонность к «антиреальности», и, соответственно, ад в таком случае ограничен. Но есть грехи, которые захватывают всего человека и, соответственно, представляют собой полный выход из реальности — это не склонность к аду, а собственно сам ад и есть.

С уважением и пожеланием хорошего года, Менахем Эпель


[1] Таково определение миним и апикорсим по мнению Раши, однако Рамбам считает иначе.

Материалы по теме

Верят ли евреи в ад и рай?

Рав Реувен Куклин

Насколько буквально, и что они под этим понимают?

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.

Две доли

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тем, кто учит Тору


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше