Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему братьям не была прощена продажа Йосефа?

Темы: Йеуда, Исправление, Йосеф, Предназначение, Грех, Храм, Давид, Шауль, Праведники, Колена Израиля

Отложить Отложено

«В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185 б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, всё же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; пиют “Элэ эзкера”

Шалом, уважаемый рав! Почему, несмотря на то, что все братья Йосефа осознали свой грех и раскаялись в нем, то есть совершили тешуву, гнев никуда не исчез, не «нейтрализовался», причинно-следственная связь продолжила работу, а атрибут справедливости Творца не был заменен атрибутом милосердия? С уважением, Лариса

Отвечает рав Нахум Шатхин

Уважаемая Лариса, спасибо за интересный вопрос!

Конечно же, на Ваш вопрос можно было бы ответить просто. Продажа Йосефа не была прощена потому, что мы нигде не находим, чтобы братья просили у него прощения. И есть комментаторы, которые так и объясняют это.

Правда, после похорон Яакова братья обращаются к Йосефу с просьбой не мстить, добавляя, что об этом просил Яаков. Но в самой Торе нет об этом упоминания, а комментаторы утверждают, что братья просто выдумали это, опасаясь последствий. Но, даже если свидетельство братьев о ходатайстве Яакова было достоверным, это очень отдаленно напоминает извинения.

Такой ответ вряд ли можно считать исчерпывающим, потому что проблема отношений между братьями имеет очень глубокие корни.

Причина опасения братьев

Братья не напрасно считали Йосефа опасным для них. Ведь история их семьи, поколение за поколением, преподносила настораживающие прецеденты. Еще ни разу не было так, чтобы все потомки продолжали путь своих отцов. Только один оставался носителем идеи, а остальные оказывались на противоположной стороне.

Вначале был избран Ицхак, а Ишмаэль остался вне пределов святости. Потом Яаков обошел Эйсава в борьбе за наследие отцов. И теперь братья опасались, что начинается новый виток духовного отбора.

И надо сказать, опасались не беспричинно. Наши мудрецы толкуют стих: «Вот порождения (толдот) Яакова. Йосеф семнадцати лет пас с братьями своими мелкий скот…» (Берешит 37:2) следующим образом: «Каковы порождения Яакова? — Йосеф». То есть, изначально Йосеф должен был продолжить путь праотцев. Но из-за некоторых его ошибок история пошла иным путем, благодаря чему все сыновья Яакова заложили основы народа Израиля.

Сыновья Леи и Рахели

Ни для кого не секрет, что изначально Яаков работал семь лет за Рахель. И она всегда оставалась для него основой дома, даже после того, как Небеса устроили так, что Лея, Билха и Зильпа также стали его женами.

Главным среди братьев считался Йеуда. Йосеф же был первенцем Рахели. Каждый нес в себе сущность своей матери, и вот в чем это выражалось (коротко).

Действия Йосефа, сына Рахели, легли в основу понятия «абсолютный праведник». Это идеальная «форма» человека. Ничто с этим не может сравниться, и к этому следует стремиться каждому. Однако при выборе подобной схемы существования следует принимать во внимание серьезный риск, связанный с этим.

Если такой — абсолютный — праведник оступается или даже немного отклоняется от прямой линии, это расценивается как полное фиаско. Иными словами — путь Йосефа близок к идеалу, но пройти его без отклонений (в нашем сегодняшнем положении) дано не многим.

Йеуда, сын Леи, воплощает иную, более «адаптированную к жизни» идею. Да, человек создан не без изъянов, поэтому иногда приходит к греху и духовному падению. Однако это еще не конец пути. После падения можно и нужно подняться — с помощью раскаяния — и продолжить путь к выполнению своей миссии.

Все пророческие сны Йосефа сбылись до мельчайших подробностей. Превозмогая себя в ситуации с женой Потифара, Йосеф смог совершить великое духовное исправление, наделившее евреев силой противостояния ассимиляции.

Но, несмотря на эти победы, достаточно было ему лишь немного отклониться от прямого пути (он был виновен в том, что привлек внимание жены Потифара) — и он утратил право стать родоначальником двенадцати колен. Лишь Менаше и Эфраим вошли в еврейский народ как колена.

Противостояние этих позиций нитью проходит через всю историю нашего народа. Царь Шауль из колена Биньямина не просто так преследовал Давида из колена Йеуды. Он как потомок Рахели не мог понять: как можно строить царство Всевышнего «с грехом в руке»!?

И в чем-то он был прав. Ведь царство, построенное Давидом, и оба Храма не могли существовать вечно, они были отняты у нас за грехи. Однако в этот период евреи приобрели то, благодаря чему народ Израиля продолжает свое существование, выдерживая волны нескончаемых бед и лишений.

Ну, а царю Шаулю стоило лишь немного отклониться от прямого пути — и он потерял не только престол, но и жизнь.

Рав Ицхак Гутнер в своей книге «Пахад Ицхак» разъясняет, как сложно совместить эти две позиции

Мидраш рассказывает, как братья, опасаясь мести Йосефа, пришли просить у него прощения. Но к их удивлению Йосеф ответил: «Я голова, а вы тело. А если разделить их, разве смогут они существовать по отдельности?»

А в трактате Йома (12а) сказано: пророк Шмуэль и царь Давид искали место для строительства Храма. Сказано, что изначально они наметили построить его у истока ручья Эйн Эйтам. Ведь он расположен очень высоко, а о Храме сказано: «…встань и взойди на место, которое изберет Господь, Б-г твой» (Дварим 17:8). Но позже отвергли эту мысль, потому что Шило принадлежит Йосефу, а о Храме сказано, что он должен быть построен на месте, принадлежащем всем коленам (Дварим 12:5).

Верно, что Йосеф является «головой» Израиля, а Йеуда — «телом». Но ведь есть еще и Биньямин, задача которого — дополнять Йосефа. А где еще все колена «встречаются»? На камнях хошена — нагрудника первосвященника, возле шеи. А «шея» — это удел Биньямина, как следует из стиха: «…и Он обитает между плеч его (Биньямина)» (Дварим 33:12). Поэтому решили Шмуэль с Давидом, что Храм надо строить немного ниже источника Эйн Эйтам, подобно тому, как шея располагается между головой и телом.

Йосеф — это голова и мозг народа Израиля. Йеуда — это его тело и сердце. История показывает, что им пока не всегда удается действовать синхронно. До настоящего времени их проявления представляют собой два различных вида служения Всевышнему.

Идиллия возможна лишь в будущем, что обещает нам пророк: «… так сказал Господь Б-г: вот Я беру посох Йосефа… и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей» (Йехезкель 37:19).

Но однажды в далеком прошлом все противоречия были временно упразднены. Этого удалось достичь стараниями Йосефа, который ради этого инсценировал пленение Биньямина. И стоило лишь братьям прийти к полному раскаянию, как Йосеф открылся им и с плачем бросился на шею Биньямина.

Йосеф является головой, Йеуда — сердцем. А кто помог им о6ъединиться? «Шея» — Биньямин.

«Пахад Ицхак»

На основании сказанного можно сделать вывод, что противостояние сыновей Леи и Рахели и все тяжелые последствия этого не являются результатом преступления и наказания, а вытекают из сложившегося положения, к исправлению которого мы и должны стремиться.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ