Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал Всевышний евреям: Мои дети, чего Я от вас хочу? Только чтобы вы любили друг друга и уважали друг друга»Тана Дебей Элияу Раба 28

Два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями?

Темы: Шулхан Арух, Предназначение, Еврейский закон, Талмуд, Заповеди, 13 принципов веры, Письменная Тора

Отложить Отложено

Правильно ли я понимаю, что два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями? То есть, имея разные мнения, практики и взгляды на те или иные положения, кроме самых базовых, как 13 основ веры.

То есть, нет проблемы в разных путях, если все они с чистыми намерениями идут к Торе и пытаются приблизиться к ней? Верно? Моше

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Моше!

Насколько понимаю, Ваш вопрос — о евреях, которые не получили упорядоченного еврейского образования, набрали отрывочные знания об иудаизме отовсюду, включая некомпетентные источники, но считают, что их подход, пусть и индивидуальный, всё же вращается на орбите консенсуса иудаизма. В реальности это далеко не всегда так. Тора сама определяет, как именно нужно «стыковаться» с нею.

Постижение Торы (а ведь именно на ней зиждется вся Еврейская Традиция) идет по трём «фронтам», и наступление на каждом из них имеет своё неотменяемое значение. Эти три «фронта» имеют названия — Микра, Мишна и Гемара. Микра это Письменное Учение — Тора, Нэвиим и Ктувим: Танах. То есть первый «фронт» — это изучение Письменной Торы, записанной и передаваемой от поколения в поколение в виде осязаемого выверенного до самой маленькой буковки документа.

Второй «фронт» это изучение Мишны — части Устной Торы. Устная Тора — комплекс знаний, полученный вместе с Письменной Торой на горе Синай и передаваемый мудрецами в виде устных замечаний и пояснений своим ученикам. Эта передача продолжается до тех пор, пока ученики не усвоят весь объём данных полностью и не будут готовы, в свою очередь, передавать знания следующему поколению мудрецов Торы.

Две тысячи лет назад в связи с преследованиями и опасностью потери знаний главные и наиболее «хрупкие» части Устной Торы были упорядочены, распределены по темам и записаны в очень сжатой и лаконичной форме. Эту запись Устной Торы мы теперь и называем Мишной. Она состоит из шести целевых разделов, каждый из которых включает целый ряд трактатов (масехтот), рассматривающих отдельную тему.

Наконец, третьим «фронтом» мы назовём Гемару. Гемара, по сути, — расширенный комментарий к Мишне, пояснения мудрецов, их практические постановления по конкретным вопросам, определения взгляда Торы на самые разнообразные аспекты еврейской жизни. Логические цепочки, приводящие к галахическим выводам (т. е. толкование еврейского Закона), обсуждение конкретных тем и дискуссии о них, сведения о физической и духовной подоплёке окружающего человека мира, самые разнообразные сведения, помогающие понять суть галахических вопросов.

И здесь можно найти огромное количество сведений по физиологии человека и животных, медицине, психологии, педагогике, социологии. А также по математике, физике, химии, астрономии, космогонии, географии, геологии, экономике, истории. И еще множество информации и открытий в областях, до которых современная наука пока ещё не дотянулась, или тех, которые она пока считает несущественными.

Все эти знания специфичны, и если человек ими не обладает, то говорить, что он разбирается в вопросах иудаизма, было бы преждевременно.

Эти три «фронта» осваиваются евреем с самого раннего детства (с 4-5 лет), и учёба продолжается всю жизнь. Сначала еврейские дети осваивают Хумаш и частично Нэвиим и Ктувим, учатся их правильно читать и понимать. Потом, когда подрастут, дети приступают к изучению Мишны, а чуть позже к этому прибавляется и освоение Гемары.

Так, после многих лет учёбы, еврейский юноша становится в той или иной степени знатоком Письменного и Устного Учения, и это помогает ему понимать происхождение и смысл всех тех практических аспектов еврейской жизни, которые необходимы, чтобы жить как еврей, создать еврейскую семью, воспитать детей и служить Творцу с пониманием и радостью. А ведь в этом и состоит главная сущность и значение еврейской жизни.

Каким бы делом ни занимался еврей, чем бы ни зарабатывал себе на жизнь, в какой бы области ни проявлял себя, он подчиняется всё тому же Еврейскому Закону, еврейской этике и обладает еврейским взглядом на мир. Таковы евреи.

И ещё: даже постигнув всё, что перечислено выше, еврей не лишается индивидуального восприятия Традиции. Напротив, его личный, неповторимый взгляд придаёт всему ощущение свежести и новизны. Недаром за всю свою многотысячелетнюю историю евреи не уставали учиться, их взгляд не «замыливался» и ощущения не теряли остроты.

Главным же признаком принадлежности еврея к своему народу является следование Еврейскому Закону, принципы и положения которого изложены в кодексе Шульхан Арух. Краткая версия — «Кицур Шульхан Арух» существует и в русском переводе.

И последнее. 13 основ веры, изложенных Рамбамом, которые Вы упоминаете, являются важной основой еврейского взгляда на жизнь, но и они теряют своё значение без практического исполнения заповедей, изложенных и объяснённых в Шульхан Арухе. Без жизни по Торе эти принципы остаются безжизненной ракетой с пустыми баками, не способной ни взлететь, ни, тем более, выйти на высокую орбиту еврейской жизни.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


В каждом из нас, безусловно, заложен огромный потенциал, и есть мнение, что тот, кто добился успеха в жизни — это тот, кто просто-напросто смог раскрыть свой потенциал Читать дальше