Темы: Шулхан Арух, Предназначение, Еврейский закон, Талмуд, Заповеди, 13 принципов веры, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПравильно ли я понимаю, что два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями? То есть, имея разные мнения, практики и взгляды на те или иные положения, кроме самых базовых, как 13 основ веры.
То есть, нет проблемы в разных путях, если все они с чистыми намерениями идут к Торе и пытаются приблизиться к ней? Верно? Моше
Здравствуйте, Моше!
Насколько понимаю, Ваш вопрос — о евреях, которые не получили упорядоченного еврейского образования, набрали отрывочные знания об иудаизме отовсюду, включая некомпетентные источники, но считают, что их подход, пусть и индивидуальный, всё же вращается на орбите консенсуса иудаизма. В реальности это далеко не всегда так. Тора сама определяет, как именно нужно «стыковаться» с нею.
Постижение Торы (а ведь именно на ней зиждется вся Еврейская Традиция) идет по трём «фронтам», и наступление на каждом из них имеет своё неотменяемое значение. Эти три «фронта» имеют названия — Микра, Мишна и Гемара. Микра это Письменное Учение — Тора, Нэвиим и Ктувим: Танах. То есть первый «фронт» — это изучение Письменной Торы, записанной и передаваемой от поколения в поколение в виде осязаемого выверенного до самой маленькой буковки документа.
Второй «фронт» это изучение Мишны — части Устной Торы. Устная Тора — комплекс знаний, полученный вместе с Письменной Торой на горе Синай и передаваемый мудрецами в виде устных замечаний и пояснений своим ученикам. Эта передача продолжается до тех пор, пока ученики не усвоят весь объём данных полностью и не будут готовы, в свою очередь, передавать знания следующему поколению мудрецов Торы.
Две тысячи лет назад в связи с преследованиями и опасностью потери знаний главные и наиболее «хрупкие» части Устной Торы были упорядочены, распределены по темам и записаны в очень сжатой и лаконичной форме. Эту запись Устной Торы мы теперь и называем Мишной. Она состоит из шести целевых разделов, каждый из которых включает целый ряд трактатов (масехтот), рассматривающих отдельную тему.
Наконец, третьим «фронтом» мы назовём Гемару. Гемара, по сути, — расширенный комментарий к Мишне, пояснения мудрецов, их практические постановления по конкретным вопросам, определения взгляда Торы на самые разнообразные аспекты еврейской жизни. Логические цепочки, приводящие к галахическим выводам (т. е. толкование еврейского Закона), обсуждение конкретных тем и дискуссии о них, сведения о физической и духовной подоплёке окружающего человека мира, самые разнообразные сведения, помогающие понять суть галахических вопросов.
И здесь можно найти огромное количество сведений по физиологии человека и животных, медицине, психологии, педагогике, социологии. А также по математике, физике, химии, астрономии, космогонии, географии, геологии, экономике, истории. И еще множество информации и открытий в областях, до которых современная наука пока ещё не дотянулась, или тех, которые она пока считает несущественными.
Все эти знания специфичны, и если человек ими не обладает, то говорить, что он разбирается в вопросах иудаизма, было бы преждевременно.
Эти три «фронта» осваиваются евреем с самого раннего детства (с 4-5 лет), и учёба продолжается всю жизнь. Сначала еврейские дети осваивают Хумаш и частично Нэвиим и Ктувим, учатся их правильно читать и понимать. Потом, когда подрастут, дети приступают к изучению Мишны, а чуть позже к этому прибавляется и освоение Гемары.
Так, после многих лет учёбы, еврейский юноша становится в той или иной степени знатоком Письменного и Устного Учения, и это помогает ему понимать происхождение и смысл всех тех практических аспектов еврейской жизни, которые необходимы, чтобы жить как еврей, создать еврейскую семью, воспитать детей и служить Творцу с пониманием и радостью. А ведь в этом и состоит главная сущность и значение еврейской жизни.
Каким бы делом ни занимался еврей, чем бы ни зарабатывал себе на жизнь, в какой бы области ни проявлял себя, он подчиняется всё тому же Еврейскому Закону, еврейской этике и обладает еврейским взглядом на мир. Таковы евреи.
И ещё: даже постигнув всё, что перечислено выше, еврей не лишается индивидуального восприятия Традиции. Напротив, его личный, неповторимый взгляд придаёт всему ощущение свежести и новизны. Недаром за всю свою многотысячелетнюю историю евреи не уставали учиться, их взгляд не «замыливался» и ощущения не теряли остроты.
Главным же признаком принадлежности еврея к своему народу является следование Еврейскому Закону, принципы и положения которого изложены в кодексе Шульхан Арух. Краткая версия — «Кицур Шульхан Арух» существует и в русском переводе.
И последнее. 13 основ веры, изложенных Рамбамом, которые Вы упоминаете, являются важной основой еврейского взгляда на жизнь, но и они теряют своё значение без практического исполнения заповедей, изложенных и объяснённых в Шульхан Арухе. Без жизни по Торе эти принципы остаются безжизненной ракетой с пустыми баками, не способной ни взлететь, ни, тем более, выйти на высокую орбиту еврейской жизни.
С уважением, Александр Красильщиков
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
С. Бернфельд
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ