Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему существует ад, если в нем нет счастья и он — вечен?

Темы: Испытание, Ад, Цель творения, Награда и наказание, Предназначение, РАМХАЛЬ, Смерть, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хочу поинтересоваться еврейским взглядом на такую проблему: В вашей статье я прочитал о том, что Б-г есть Высшее Совершенное благо, Которому присуще делать добро, потому что он Самодостаточен.

Поэтому все Его деяния направлены на созидание и достижение конечной цели, а именно — достижение некоего единства человека с Создателем («двекут»). При этом данная цель, безусловно, достижима, ибо поставлена Самим Всемогущим.

Вопрос состоит в том, почему существует ад? Ведь ад — по определению место, где счастья нет, и он вечен. Таким образом, Промысел закончился на вечном отсутствии счастья. Буду благодарен за ответ на вопрос или ссылку на статью… Андрей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Андрей!

Вы задаете важный вопрос. А ответ на него такой.

Во-первых, хотя Б-г создал человека с целью облагодетельствовать его, истинное благо, как объясняет Рамхаль, должно быть заслужено, заработано. Иначе человек не будет его ценить — напротив, оно будет ощущаться незаслуженным, постыдной подачкой.

Тем более что благо, которое человек получит в Будущем мире, — это не какое-то физическое наслаждение, а духовное, похожее, скорее, на знакомое нам чувство достижения и полноценности.

А это чувство обретается, когда человек что-то сделал, чего-то добился — преодолевая препятствия, хотя бы собственную лень. И при этом сохранил чистоту души, не поддаваясь соблазнам поступить плохо, соврать, украсть, предать и т. д. То есть с успехом выдержал испытания.

Поэтому ими — испытаниями — полна жизнь в этом мире, которую человек сначала должен прожить.

Но прохождение испытания имеет смысл и ценность — и достойно награды — только в том случае, если человек обладает свободой выбора: он мог бы решить по-другому, поступить неправильно и в той ситуации это ему было бы легче, выгоднее. Только тогда правильный выбор является его личным достижением и заслугой.

Но это значит, что возможен и неправильный выбор, человек не запрограммирован и обладает способностью выбрать неправильно. И если он действительно так поступит, то последствия должны быть соответствующими. Ведь, если и в случае неправильного выбора он обретет благо, какой тогда смысл в испытании? И какую ценность представляет собой награда праведнику, если и грешник ее получит?

Это — как если после состязания дать золотую медаль не только победившему, но и проигравшему. Не только прошедшему всю трассу до конца, преодолевая все трудности и препятствия, но и сошедшему с трассы. Это обесценит медаль.

На самом деле последняя параллель не совсем точная, т. к. здесь у нас все-таки не соревнование. И награду, действительно, могут получить все, если только каждый пройдет свои испытания. Ведь тут не одна трасса для всех, когда победить может только один, тут у каждого — свой путь и свои испытания, своя роль в жизни, которую он должен сыграть.

Но остается фактом: заслуженное благо имеет смысл только тогда, когда только так его и можно получить — заслугами. Поэтому тот, кто не заслужил, не использовал данную ему возможность, пусть пеняет на себя.

Это — во-первых.

А во-вторых, хотя в простом понимании «ад» — это место наказания грешников, на самом деле ближе к истине слово «чистилище». То есть место, где очищают.

От «грязи», которая «прилипла» к человеческой душе в результате греха. И потому этот процесс продолжается не вечно: ведь очищение производится не ради самого процесса, а ради избавления от грязи, после чего возможен и допуск к благу. Если человек заслужил и благо тоже.

Ведь большинство людей на свете невозможно однозначно определить как «хороших» или «плохих», «праведников» или «грешников». Жизнь — сложная штука, и обычно люди в принципе неплохие, но в то же время — не идеальные.

Есть у них на счету и правильные поступки, и оплошности. Да и каждый поступок обычно имеет сложную «структуру»: даже если он правильный, к нему могут быть примешаны корыстные мотивы.

В результате, с одной стороны, очень многие люди достойны получения высшего блага, но, с другой, их душа «испачкана» грехами. И в таком виде они не могут быть допущены в чистый и идеальный Будущий мир. Поэтому они сначала должны пройти через чистилище и тогда, избавившись от «грязи», смогут получить и причитающееся им благо.

Таким образом, большинство людей, попадающих в чистилище, остаются там не вечно, а только на время очищения. Мудрецы говорят (Эдуйот 2:10), что очищение продолжается двенадцать месяцев, хотя есть мнения, что меньше.

Поэтому сыновья умершего в течение года после его смерти произносят Кадиш Ятом и стараются вести молитвы, т. к. считается, что это дает дополнительные заслуги умершему и спасает его от чистилища. Так поступают сыновья любого человека, даже того, кто при жизни имел репутацию великого праведника, т. к. на самом деле никто, кроме Б-га, не знает, каково в точности состояние души человека, да и праведников Б-г судит строже — в соответствии с их уровнем.

С другой стороны, сыновья любого человека произносят Кадиш не двенадцать месяцев, а одиннадцать. Т. к. мы все-таки не предполагаем, что ему непременно понадобятся двенадцать месяцев в чистилище, что у него столько грехов. Даже если речь идет о человеке, которого при жизни считали «плохим». Ведь, опять же, только Б-г знает об истинном состоянии души и судит человека в соответствии с его уровнем и реальными возможностями.

Наконец, существуют и другие возможные сценарии того, что происходит с душой человека после смерти. Некоторым требуется исправление путем реинкарнации (гильгуль), это отдельная тема. А некоторые и вовсе оказываются недостойны обрести вечное благо в Будущем мире. Но такие поэтому недостойны и пройти через чистилище — оно им не поможет.

Хотя таких людей — конкретные примеры — мишна (Санхедрин 10:1) называет единицы и все они жили в эпоху Танаха, когда масштабы грехов, соответственно, были «библейскими». Так что посмертная судьба людей, живших в последующие эпохи, даже совершивших большие преступления, известна одному лишь Б-гу.

Конечно, трудно представить себе, что такой человек, как Гитлер, не будет «вечно гореть в аду», но в точности и его участь нам неизвестна. Можем быть только уверенными, что Б-г воздал ему полностью по заслугам.

Большинство же людей, как сказано, если и проходят через страдания после смерти, то — в целях очищения, а затем, если есть у них в «копилке» правильные действия, они получают свою вечную награду. Ибо для этого их Б-г и создал.

Да удостоимся и мы такого блага!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше