Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем будущее иудаизма?

Темы: Христианство, Ислам, Машиах, Народы мира, Авраам, Заповеди, Монотеизм

Отложить Отложено

Приветствую, уважаемые раввины, и благодарю вас за ваш нужный людям и угодный Б-гу труд. Как вы считаете, в чем будущее иудаизма? И в чисто религиозном аспекте, и в социальном. То есть, что принесёт он как евреям, так и другим народам? Это для меня очень значимый вопрос, буду весьма признательна за ответ. Марина

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Марина!

Спасибо Вам за теплые слова.

Давайте начнем с того, что иудаизм уже принес, и тогда станет понятнее направление. Как человек, который хочет, чтобы его взяли на работу или избрали на политическую должность, представляет свою биографию, чтобы было ясно, что он может и к чему стремится.

Начал иудаизм с того, что принес монотеизм.

В наше время главный вопрос к религии — это вопрос о существовании Б-га: есть Он или нет Его? Но, если Он есть, то само собой разумеется, что Он один. Всемогущий и Всеобъемлющий. Ну да, были там мифы у древних греков, всякие Аполлоны и Афины с Посейдонами, которые конфликтовали друг с другом, как люди, но для современного человека всё это «мифологический материал», пусть для некоторых и интересный.

Однако до появления евреев «на сцене» именно таковы были верования большинства людей. Отчасти потому, что люди в большей степени зависели от природных сил, перед которыми часто были беспомощны. Поэтому эти силы природы легко ассоциировались с какими-то сверхмощными высшими силами, и велик был соблазн обращаться к ним.

Например, если я на небольшом корабле в открытом море и разыгрывается мощный шторм, похоже, это бог моря гневается. И надо его умиротворить. Одна сила может «побороть» другую, значит, это боги на небесах меряются силой и один из них одерживает верх.

Этому мировоззрению бросил вызов Авраам, так он и стал первым евреем. Вместо того, чтобы слепо принять существующие догмы, он стал думать самостоятельно. Увидев сначала солнце во всей красе, а затем луну и то, как они сменяют друг друга, Авраам решил: это не два божества, которые попеременно становятся «царями горы». Есть один Хозяин, Который стоит над ними и управляет ими, как марионетками. И обращаться с молитвами надо непосредственно к Нему.

Для тех времен идея Авраама была настолько радикальной, что он в буквальном смысле угодил на костер: был брошен в огонь царем Нимродом. Но Б-г чудесным образом его спас, и он основал целое движение, а позже его потомство продолжало нести эту идею в мир.

Долгое время евреи оставались единственным народом, исповедовавшим монотеизм, в то время как все окружающие их народы, от египтян до римлян, продолжали поклоняться каждый целому пантеону богов. Но, в конечном счете, еврейская идея распространилась по миру, пусть и в искаженной форме, в виде двух мировых религий, отколовшихся от иудаизма: христианства и ислама. В такой форме, в какой их оказались в состоянии принять другие народы.

И теперь, немного утратив былую молодую пассионарность, многие представители западной цивилизации признают, что их ценности являются «иудео-христианскими». А когда остынут представители другой ветви, отошедшей от иудаизма (о чем на данный момент говорить явно преждевременно), то признают, что и ее ценности являются «иудео-мусульманскими».

Таким образом, огромная доля идей, которые в современном мире кажутся элементарными, «общечеловеческими», на самом деле восходят к иудаизму. И те идеи, которые обычно считаются «либеральными», и те, которые считаются «консервативными». Равноправие, гуманизм, свобода — но и семейные ценности, служение Б-гу и своему народу. Добро и милосердие, с одной стороны, дисциплина и самоконтроль, с другой.

Во всем этом мир (включая евреев) еще далек от совершенства, но в этом направлении, прямо или косвенно, ведет мир иудаизм.

Главная цель, которую ощущает человечество, — разрешение конфликтов и всеобщее единение, такой мир, где царят любовь и братство между всеми людьми. А это, конечно же, главная еврейская мечта — приход Машиаха (Мессии), который и должен добиться такой идиллии. Тогда, как предсказывает пророк Йешаяу, люди «перекуют мечи на орала» и посвятят себя позитивному строительству.

Но для такого единения нужен единый взгляд: людей объединяет общая вера, общая цель. А это предлагает именно иудаизм, с его верой в единого Б-га и Его идеи. В прошлом Авраам постиг существование единого Б-га, Возвышающегося над всеми идолами и мощными силами, которым поклонялись разные народы. И сегодня тоже, в конечном счете, надо постичь единого Б-на над всеми идеологиями, которыми увлекаются разные люди и группы людей.

Человечество инстинктивно чувствует необходимость такого единения, и на протяжении истории, особенно последних ее этапов, многие пытались добиться всеобщего подчинения и следования той или иной идеологии, в которой видели потенциал стать всемирной и привести к финальному блаженству.

Одни видели такой потенциал в христианстве и пытались распространить его по всему миру, другие видели его в коммунизме, третьи — в либеральной демократии. Каждая из этих идеологий обещала всеобщую любовь и братство — стоит только распространить ее повсюду. Правда, в каждом случае для этого приходилось иногда — а то и часто — прибегать к силе, а то некоторые почему-то сопротивлялись наступающему раю, то ли по глупости, то ли из злобы и корысти. Приходилось принуждать их ради их же блага или устранять, чтобы не мешали наступлению единства и братства для остального человечества.

Ибо все эти религии и идеологии на самом деле были, конечно же, «ересями» иудаизма. Отклонениями от него в ту или иную сторону, что создавало определенный «крен», поэтому они и не подходили всему миру, вопреки мечтаниям их приверженцев. (Хотя выдвигали и продвигали эти идеи часто именно отошедшие от своей изначальной Традиции евреи, продолжая чувствовать, что в этом единении и универсализме их цель).

Но, в конечном счете, послужить фундаментом для такого единения должен иудаизм. Именно его идеи лежат в корне ответвившихся от него в разные стороны религий и идеологий. У каждой свой крен, а общий знаменатель — в иудаизме, и так будет можно объединить людей, усвоивших произошедшие от него идеи.

В целом люди, обращающие внимание на такие вещи, чувствуют, что все в мире устроено по единым, общим законам: и физика, и биология, и человеческое общество. Поэтому ученые и мыслители часто стремятся сформулировать «теорию всего», открыть и объяснить, как всё на свете взаимосвязано. И, как правильно отмечают некоторые из них, даже формально «нерелигиозные», всё это указывает на то, что мир создан единым Творцом. По одному плану. На что и указывает иудаизм.

Это в отношении человечества вообще.

А каждого человека иудаизм ведет по пути самосовершенствования не в каком-то светлом будущем, а в его жизни здесь и сейчас. Да, в этой самой неидеальной и нервозной жизни. Иудаизм стремится воспитать нас и превратить в хороших людей.

Ведь, если посмотреть на конкретные законы Торы, в основном они касаются повседневной жизни в несовершенном мире. Законы о возмещении убытков при краже или нанесении ущерба — значит, речь идет о мире, где есть воры. Законы о наказаниях за различные грехи — значит, речь идет о мире, где есть грешники. Сами заповеди — не убивай, не кради и т. д. — речь идет о жизни, где такие соблазны существуют. Кто-то сильно мешает и раздражает. Денег очень не хватает. Призывы к милосердию и благотворительности — значит, есть бедные и обездоленные люди. Не желай дома ближнего своего, хотя он шикарнее твоего, — значит, существует неравенство. Не проклинай — хотя хочется и, вроде бы, есть за что. И так далее.

На манифест о всеобщем светлом будущем походят некоторые высказывания Пророков, но основная часть Пятикнижия и Талмуда выглядит, скорее, как законы государства в нынешнем мире — со всеми его достоинствами и недостатками.

И достаточно соприкоснуться с реальной общиной религиозных евреев, пожить с ними и узнать ее жизнь изнутри, чтобы стало очевидно: это не только теория, но и практика. Тора воспитывает милосердное общество, стремящееся к всеобщей любви и братству. Идеала оно еще не достигло, тут люди, а не ангелы, но к этому они стремятся.

К этому ведет их иудаизм.

И пока мир следует измененным формам и идеям иудаизма, лишь отчасти дающим такое единение, евреи добиваются его внутри своего общества, а за остальной мир продолжают молиться: «И объединятся все, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца» (слова из молитвы на Рош а-Шана). И когда-нибудь так оно и будет.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме