Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не поднимай руку на товарища, даже если тот в твоём присутствии проклинает твоих отца и мать»Анагот а-Рош

Неужели Тора существовала до Б-га?

Темы: Сотворение мира, Мидраш, Время, Еврейский календарь, Природа, Устная Тора, Письменная Тора

Отложить Отложено

Шалом! Есть такое утверждение: Творец «смотрел в Тору и творил мир». Это — согласно Мидрашу.

Неужели Тора существовала до Б-га? Если она существовала с Б-гом, то могла быть только частью Б-га. Зачем тогда в нее смотреть, если Б-г уже всё знал и не было Ему нужды, чтобы кто-то Ему подсказывал? Да и не было кому? Что означает это выражение? Спасибо!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Алексей!

Прежде всего, утверждение «Б-г смотрел в Тору и творил мир» никак не подразумевает, что Тора существовала доБ-га. Даже Ваш тезис, что «она существовала с Б-гом» и «могла быть только частью Его», подразумевает, что до Него она быть не могла — ведь если Его еще нет, то не может быть и того, что является «Его частью».

Единственное, что можно вывести из того, что Б-г смотрел в Тору, творя мир, — это что Тора существовала до сотворения мира. Б-гом, Который был всегда. И это действительно так.

Но в любом случае, конечно, выражение образное. Оно не означает, что Тора была на чем-то физически записана, а Б-г в эту книгу буквально смотрел. И физического мира еще не было, да и Б-гу действительно не надо что-либо для Себя записывать.

Конечно, Тора была у Него давно задумана — и она, и мир, который Он сотворит, и всё, что в нем случится. Он всегда всё знал, и «записана» она была у Него «в голове» — видите, мы просто вынуждены пользоваться подобными выражениями, чтобы как-то понимать на своем уровне и как-то об этом говорить. Вот и ведем разговор о том, что у Б-га «в голове», и о том, что у Него было «записано», и что Он куда-то «смотрел». Хотя всё это образные выражения. Смысл ясен.

Главная же суть выражения «смотрел в Тору и творил мир» в том, что мир построен по принципам, заложенным в Торе, по ее схеме. Как архитектор сначала создает план, а потом при строительстве с ним сверяется.

Казалось бы, физический мир со всей его природой, живой и неживой, и человеческим обществом — и Тора. Разве есть между ними связь? А вот есть. Как молекула ДНК представляет собой код всего человека, его организма и характера, хотя сама вроде бы не выглядит схемой и прообразом всего этого.

Полностью постичь суть этой связи мы сейчас не сможем. Но можем, например, наблюдать, как структура Торы отражает и структуру мира, и принципы его функционирования.

Так, еврейский календарь — это не просто последовательность разных праздников, а цикл, соответствующий циклу природных времен года. Т. к. созданный Б-гом физический мир отражает духовный по этому самому принципу: Б-г «смотрел» на структуру духовного мира и строил мир физический, который соответствовал бы ему.

Годовой цикл жизни природы и человека также соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности.

А также — циклу жизни: весна — это рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни. Так что вся эта структура жизни отражает установленный Б-гом в Торе духовный цикл, через который проходит человек: начало пути, развитие, усталость и завершение.

Также Тора состоит из центрального «корня», «ствола» — неизменной Письменной Торы (Танаха) — и «ветвей» Устной Торы, расходящихся в разные стороны от нее, представляющих собой разные ее интерпретации. Поэтому существует много споров среди мудрецов.

В свою очередь, их различные мнения и подходы к изучению Торы — это корни разных направлений человеческой мысли, разных национальных характеров и идей. Поэтому как основных «граней» Торы — семьдесят, так и основных народов и языков, выражающих их менталитеты.

По такой схеме Б-г создал и Тору, и мир. Тора — «Древо Жизни» (Мишлей 3:18), прекрасное именно обилием своих ветвей, в совокупности образующих пышную крону. Анализ разных мнений мудрецов, их логики и сути разногласий создают красоту Устной Торы, ее интеллектуальное богатство. И мир тоже подобен дереву — его называют «семьей народов» — и красив в своем разнообразии людей и идей.

Как сказано, это только пара примеров, но принцип ясен: Б-г изначально задумал «Тору» — духовную структуру мира, законы и механизмы его функционирования, а на этой основе создал и физический мир с его структурой и механизмами. Это из того, что мы можем понять, но наверняка есть здесь и другие аспекты, которые, может быть, когда-нибудь нам откроются.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Сотворение мира и наука. Происхождение Вселенной и Книга Бытия

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Знает ли Б-г будущее?

Рав Бенцион Зильбер

Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?

Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?

Рав Яков Гельфман

А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Об устной Торе и Талмуде

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»

Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше