Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

Какие свечи зажигают перед Йом-Кипуром?

Темы: Йом-Кипур, Еврейский закон, Обычаи, Комментарии

Отложить Отложено

Доброго времени суток. Какие свечи зажигают перед Йом-Кипуром? Принято ли сегодня приносить свечи в синагогу в день поста Йом-Кипур?

Всем доброго нового года, Шана Това!

Спасибо большое, Авраам

Отвечает рав Нахум Желязник

Уважаемый Авраам,

Вы затронули очень интересную тему.

Итак, немного о свечах, а точнее — об обычаях, связанных со свечами в самый святой день нашего календаря.

Уже в трудах Рабейну Ашера находим, что этот особенный день во всех общинах всегда отмечали обилием света. И это не случайно. Сказано у пророка Йешаяу (24:15): «Поэтому, светом славьте Господа…» (ба-урим кабду) и (там же, 58:13): «…и назовешь субботу отрадой, святой (день) Б-га — почитаемым». Субботу мы выделяем, среди прочего, праздничными блюдами, а Йом-Кипур — белой одеждой и обилием свечей.

Автор книги Левуш пишет о свечах Йом-Кипура: «Придет свеча и искупит (грех) души, которая названа “свечой Всевышнего”, как сказано (Мишлей 20:27): “душа человека — свеча Б-га”».

Рамо приводит (в примечании к Шулхан Аруху 610:4) несколько обычаев зажигания дополнительных свечей в Йом-Кипур. Дополнительных — потому что их зажигают сверх привычных для нас свечей праздника, которые, конечно, тоже зажигают в Йом-Кипур.

Обычай первый: каждый женатый мужчина зажигает суточную свечу

В чем смысл этого обычая? Бейт Йосеф (Орах Хаим 610) приводит ряд объяснений:

По мнению Мордехая, истоки этого обычая — в Талмуде (Орайот 12 а). Там сказано: тот, кто хочет знать, завершит ли он благополучно наступающий год, должен принести свечу в один из десяти дней раскаяния. Пусть поставит свечу в месте, где нет сквозняка. Если догорела до конца — значит, завершит он этот год среди живых[1].

В книге «Коль Бо» (автор неизвестен, это один из авторитетных ашкеназских законоучителей, Германия, 13 в.) находим другое, чисто практическое объяснение: свечу зажигают, чтобы можно было читать молитвы и гимны, прославляющие Всевышнего, в течение всей ночи.

И еще одно объяснение (там же): чтобы, совершая Авдалу (церемония отделения праздника от будней) на исходе праздника, произнести благословение на свет, зажженный до наступления праздника.

Почему женщины не зажигают эту свечу

Маген Авраам (610:3) приводит еще несколько интересных объяснений этого обычая. Из этих объяснений понятно, почему свечу зажигают только мужчины:

В книге обычаев Маари Вайля (выдающийся законоучитель, 1-а половина 15 в., Германия) сказано, что Йом-Кипур — это день, в который закончилось дарование Торы. Ведь именно в этот день Моше спустился с горы Синай со вторыми Скрижалями. А Тора уподоблена свету. Поэтому именно мужчины ставят свечу — ведь женщины не обязаны изучать Тору.

А Маариль объясняет это тем, что гематрия (числовое значение) слова «нэр» (נר — «свеча») — 250 — соответствует количеству органов мужчины (248 + две духовные составляющие: руах и нэшама), а у женщины органов больше. Или другой вариант: 250 — это число предписаний Торы (248+ два типа запретов, в чем-то подобных предписаниям, здесь нет возможности говорить о них подробно), от соблюдения которых женщины освобождены.

Сегодня принято, что свечу зажигают только женатые мужчины.

Второй обычай зажигать свечу ради возвышения души ушедших родителей

Мишна Брура (12) делает из слов Рамо вывод, что достаточно одной свечи за обоих родителей. Однако Элия Раба цитирует старинную «Книгу Амаркаля», где сказано, что надо зажигать по одной свече за каждого из родителей. Оба варианта «рабочие».

В книге «Левуш» сказано, что эта свеча доставляет радость душе покойного. А Мишна Брура говорит, что она является также искуплением для его души.

Где зажигают эти свечи?

Многие поским (законоучители) считают, что «гезунтэ лихт» (или «нэр а-бари» — «свечу здорового человека» — ту, что зажигает женатый мужчина), как и свечу за родителей надо зажигать в синагоге. Однако, автор Алеф а-Маген (603:18) полагает, что обычай — зажигать ее дома.

Очевидно, что до того, как появилось электричество, свечи использовались для освещения и играли большую роль в синагогальной молитве. Поэтому, большинство поским и советовали зажечь их в синагоге, чтобы создать там атмосферу праздника. Сегодня же от свечей в синагоге нет никакой пользы, поэтому их предпочитают зажигать дома.

Автор «Матэ Эфраим» пишет, что «гезунтэ лихт» должна быть большой и красивой, а «нэр нэшама» (свеча за душу) — маленькой. Но и эта маленькая свеча должна гореть до исхода праздника. В наше время не обращают особого внимания на то, какие именно эти свечи, просто зажигают суточную свечу — и всё.

Обычай третий свеча в спальне супругов

Обычай зажигать свечу в спальне имеют целью предотвратить супружескую близость, строго запрещенную в Йом-Кипур. Поскольку близость при свете свечи запрещена, свеча служит напоминанием о запрете.

Рав Чезнер пишет в своей книге «Шаарей а-Йамим а-Нораим», что эту свечу можно заменить любым другим источником света, находящимся в комнате: светильник, фонарик и т. п.

Йом-Кипур — особенный день, чистый и наполненный духовным светом. Да поможет Всевышний всем нам удостоиться этого света, так недостающего нашим душам!

С уважением, Нохум Желязник


[1] Маарша, комментируя эти слова, поясняет, что описанная проверка «работает» только в одну сторону: если свеча догорела до конца — это хороший знак, а если нет — ничего не значит. Именно поэтому раби Ами (который приводит это изречение) не упомянул, что будет, если свеча не догорит. Поэтому, пишут галахисты (законоучители), даже если свеча погасла, нет причин для волнения. Если же человек слишком чувствителен к таким знакам, пусть отдаст свою свечу, чтобы ее поставили среди других свечей так, чтобы он не знал, какая из них — его (Мишна Брура 610:14).

Материалы по теме


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.