Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообразите себе двух детей, играющих в прятки. Один прячется, а другой его не ищет. Прячется Б-г, а человек не ищет Его. Представьте же, как Он страдает»Раби Борух из Меджибожа

Почему весь год хлеб макают в соль и только на Новолетие — в мед?

Темы: Шулхан Арух, Аризаль, Рош Ашана, Каббала, Храм, Сатан, Тишрей, Хала, Еда, Жертвоприношения, Обычаи

Отложить Отложено

Шалом! В иудаизме есть традиция весь год макать хлеб в соль и только в Рош а-Шана — в мёд. Почему так? Объясните, пожалуйста. Спасибо!

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Начнем с того, откуда возник обычай макать хлеб в соль.

В Талмуде (Брахот 40а) сказано, что человек не должен произносить благословение на хлеб, пока перед ним не поставят соль или любую другую приправу, соус, еду, которые едят вместе с хлебом. В этом проявляется наше уважение к благословению — когда произносим благословение на хлеб, хлеб должен быть максимально вкусным — сдобренным солью или другой приправой.

Сказанное относится только к грубому хлебу, который ели во времена Талмуда. Но хлеб, испеченный из чистой муки, а тем более хлеб, который едим мы — с солью и прочими добавками, вкусен сам по себе и не нуждается в приправах (Раши и Тосафот там же). Итак, согласно букве закона, наш сегодняшний хлеб нет нужды обмакивать в соль (Шульхан Арух, Орах Хаим 167:5).

И всё же будет правильно оставить соль на столе (примечание Рамо там же). Мудрецы говорят (Менахот 97а), что стол, за которым едят, подобен жертвеннику, а вместе с любой жертвой в Храме приносили соль. Еще одна причина — на совместных трапезах люди долго сидят без дела, ожидая, пока все присутствующие совершат омовение рук (нэтилат ядаим). Напомню: между омовением рук и благословением на хлеб нельзя отвлекаться. Когда евреи сидят, не исполняя заповедей и не обсуждая слова Торы, Сатан (ангел-обвинитель) может возмутиться и потребовать наказания. Соль, оставленная на столе, напоминает о «завете соли» (см. ниже), защищая евреев от нападок Сатана. Так говорит Мидраш.

И хотя Рамо написал только о том, что соль нужно оставить на столе, мне кажется, что, согласно первому объяснению, есть смысл обмакнуть хлеб в соль — как посыпали солью жертвы в Храме. И в книге Шиболей а-Лэкет сказано, что принято сдабривать хлеб именно солью, поскольку стол подобен жертвеннику. И сказано о жертвеннике (Ваикра 2:13): «…при всякой жертве твоей приноси соль». И, действительно, я видел многих людей, которые обмакивали хлеб в соль или посыпали хлеб солью, произнеся благословение, поэтому мне кажется, что существует такой обычай.

Что же касается знатоков тайной Торы, то они говорят, что после благословения хлеб следует трижды обмакнуть в соль. Это приводится от имени Аризаля, см., например, в книге Каф а-Хаим (167:37). Этот обычай связан с гематрией (числовым значением) слова «соль» — мелах (слова мелах и лэхем — «хлеб» — записываются одними и теми же буквами и, соответственно, имеют одинаковое числовое значение), Мерой суда и Мерой милосердия и прочими вещами, хорошо известными тем, кто посвящен в сокровенную мудрость Торы.

В Рош а-Шана хлеб окунают в мед ради «хорошей приметы», чтобы весь следующий год был хорошим и сладким как мед. На праздничной трапезе Рош а-Шана вообще принято есть сладкие вещи и не есть кислые, горькие и соленые (см. об этом Шульхан Арух, Орах Хаим 583). Кстати, существует обычай обмакивать хлеб в мед в течение всех осенних праздников, до Шмини Ацерет и Симхат Тора. И тут тоже каббалисты скажут, что, кроме меда, следует три раза обмакнуть хлеб в соль.

Короткое отступление: мы с Вами рассуждаем здесь о красивом еврейском обычае, но важно помнить, что в иудаизме кроме обычаев существуют еще и основы веры, и заповеди Торы, и постановления мудрецов. То есть, существуют вещи, значимость которых гораздо выше, чем значимость обычаев. Важно не забывать об этом и не придавать слишком большого значения моментам менее важным, забывая о более важных.

В заключение постараемся разобраться, что это за «завет соли» и как он спасает от происков Сатана. В этом нам поможет комментарий Раши к Ваикра 2:13. Стих звучит так: «И всякое приношение твое хлебное соли солью, и не устрани соли завета Б-га твоего от дара твоего; при всякой жертве твоей приноси соль».

Раши напоминает нам слова мудрецов о споре между верхними и нижними водами. Рассказывает мидраш (Берешит Рабба 5:3): когда Всевышний во второй день творения разделил воды на верхние и нижние (см. Берешит 1:7), нижние воды принялись рыдать: «Горе нам, что мы не удостоились подняться вверх, чтобы быть ближе к Создателю!» Набравшись смелости, нижние воды начали подниматься вверх, грозя затопить собой весь мир, пока Б-г не остановил их Своим окриком.

С той поры с нижними водами был заключен договор: верхние воды не смогут петь свою песнь во славу Творца, пока не спросят разрешения у нижних. И нижние воды будут приноситься на жертвенник в виде соли (добываемой из морской воды) и во время возлияния воды на жертвенник в праздник Суккот.

Как же этот союз между нижними водами и Всевышним защищает нас от подстрекательства Сатана? Я видел такое красивое объяснение: как нижние воды стремились быть ближе к Творцу, так и евреи, даже когда сидят без дела, в душе стремятся исполнять волю Творца — и этого достаточно, чтобы защитить их от наказания.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Отделение халы от теста

Рав Уриэль Сиблигер

Из книги «Хлеб, Огонь и Вода»

Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.

Символика постоянной жертвы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.


Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему. Читать дальше

Чему учил Авраам своих учеников и сыновей?

Рав Натан Агрес

Ведь Тора еще не была дарована?

В настоящее время для евреев не существуют бесы, другие боги, духи?

Рав Менахем Эпель

Чем бесы, Сатан и духи отличаются от богов? Почему бесы есть, а богов нет, кроме Всевышнего? Чем невидимые глазом творения отличаются друг от друга? Чем ангелы отличаются от бесов? Из какой материи созданы бесы? Что их отпугивает?

Меня смущают выражения вроде «еврейский Б-г»… Что, есть еще какой-то?!

Рав Овадья Климовский

Раввин отвечает на вопросы: что значит «Б-г Авраама, Ицхака и Яакова»? Почему есть необходимость в «уточнениях» такого рода? Евреи узурпировали Б-га? Может ли молитва не достичь Небес, застряв в неких духовных структурах-«ловушках»?

В чем будущее иудаизма?

Рав Меир Мучник

Что иудаизм принесет как евреям, так и другим народам — в религиозном и в социальном аспекте? А что он уже принес? Солнце и Луна — два божества, которые попеременно становятся «царями горы»? Какая идиллия нам предстоит? Что делать сегодня?