Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева — дурной черты, приводящей человека к греху»Рабби Моше бен Нахман, Письмо сыну

Как правильно трубить в шофар?

Темы: Шулхан Арух, Каббала, Праздники, Заповеди, Шофар, Благословения

Отложить Отложено

Шалом, как правильно трубить в шофар? И кто должен выполнять эту заповедь? Спасибо.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте,

Спасибо за Ваш вопрос.

Чтобы легче понять законы трубления, следует знать: в исполнении этой заповеди в день Рош а-Шана есть три уровня:

  1. минимальное число звуков, которое нужно услышать, чтобы выполнить закон Торы;
  2. дополнительные звуки, которые мы слушаем, следуя постановлению мудрецов;
  3. и, наконец, завершающее трубление, которое ввели, основываясь на подходе Каббалы.

Уровень первый: закон Торы

Мудрецы Талмуда (Рош а-Шана 33 б), опираясь на толкование стихов Торы, определили, что заповедь выполняется следующим образом: трижды «выдуваем» звук, называемый в Торе «Труа», добавляя каждый раз звук «Ткиа» перед ним и после него. Выходит, всего 9 звуков:

Ткиа — Труа — Ткиа

Ткиа — Труа — Ткиа

Ткиа — Труа — Ткиа.

Тора говорит о двух различных звуках, но тот, кто хотя бы раз слышал, как трубят в шофар, знает, что в трублении есть три различных вида звуков. Этот третий звук мудрецы Талмуда назвали «Шварим». Ниже мы разберем, что они из себя представляют.

Итак, в тексте Торы фигурируют только два названия — «Ткиа» и «Труа», почему же Талмуд говорит о трех? Потому, что возникло сомнение, что именно Тора имеет в виду.

Что такое «Ткиа» — понятно: это длинный непрерывный звук. И Талмуд сохраняет это название для длинного непрерывного звука.

А вот по вопросу, что именно Тора подразумевает под словом «Труа», мнения мудрецов разделились. Если три версии: либо это звук, похожий на стоны-вздохи больного человека — «шварим» на языке Талмуда (серия хотя бы из трех таких звуков), либо это быстрые короткие всхлипывания — Талмуд называет это «Труа», либо (третий вариант) — и то, и другое вместе, это будет названо «Шварим-Труа».

Получается, чтобы выполнить заповедь Торы наверняка, необходимо «проиграть» все варианты:

три раза трубим блок: Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа;

три раза: Ткиа — Шварим — Ткиа

и три раза: Ткиа — Труа — Ткиа.

Итак, всего 30 звуков. Тот, кто их слышал, — заповедь выполнил.

Уровень второй: постановление мудрецов

Наши мудрецы постановили не ограничиваться выполнением заповеди Торы, а протрубить серию из 30 звуков дважды: первый раз — перед молитвой «Мусаф», второй — в самой молитве «Мусаф» (когда молятся в миньяне).

Уже насчитываем 60 звуков.

Уровень третий: обычай

Согласно Каббале, в Рош а-Шана надо услышать 100 звуков шофара — соответственно ста причитаниям матери полководца Сисры, воевавшего с Израилем. (См. Шофтим 4, 5; Сисра был уже мертв, когда подруги утешали его мать, говоря, что он задерживается из-за дележа добычи. Но она чувствовала, что на самом деле сын уже не вернется, и продолжала плакать, см. трактат Рош а-Шана 33 б).

Следовательно, мы добавляем еще 40 звуков — 30 после повторения молитвы «Мусаф» хазаном (кантором) и 10 в конце всего комплекса утренних молитв. Этот обычай принят во всех общинах и является неотъемлемой частью службы в Рош-а-Шана.

Продолжительность звуков

Закон предъявляет определенные требования к длительности звуков шофара.

Известно, что минимальная продолжительность звука «Ткиа» должна соответствовать продолжительности звука «Труа».

Однако по вопросу, сколько должна длиться «Труа», мнения разделились. Выше упоминалось, что «Труа» состоит из ряда коротких отрывистых звуков, следующих один за другим и похожих на причитания или всхлипывания. Такие короткие звуки называются «трумитин». Некоторые галахические авторитеты полагают: для того, чтобы получилась «Труа», необходимо извлечь всего 3 отрывистых звука — 3 «трумитин». Соответственно, «Ткиа» — долгий звук — должна тянуться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для трёх «трумитин» — не меньше.

Согласно другому мнению, «Труа» — это серия из 9 «трумитин» минимум. Соответственно, «Ткиа» должна длиться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для 9 «трумитин».

Мы определили минимальную продолжительность «Труа» и «Ткиа», но не запрещено делать их длиннее.

Поским (законоучители) пишут, что обычай установлен в соответствии со вторым мнением. Однако постфактум, если у бааль токеа (трубящего) звук«Труа» получился короче (но не короче 3 «трумитин»), заповедь считается выполненной.

Каждый из стонов-вздохов («Шевер» — единственное число от «Шварим») должен быть несколько короче, чем «Ткиа»: по первому мнению — 2 «трумитин», по второму — 3-8 «трумитин».

Всего должно быть 3 звука «Шевер» в каждой серии «Шварим». Согласно закону, нет запрета добавить еще, однако лучше ограничиться тремя.

Выше было сказано, что мудрецы сомневались, что такое «Труа», заповеданная Торой: это звук, который мы называем «Труа», или это «Шварим», или «Шварим-Труа»?

В связи с этим «Ткиа» в блоке «Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа», должна быть длиной, по крайней мере, в 18 минимальных звуков, а в блоках «Ткиа — Шварим — Ткиа» и «Ткиа — Труа — Ткиа» — короче: по крайней мере, 9 «трумитин».

Чтобы учесть все мнения и выполнить заповедь наилучшим образом, принято, чтобы каждый «Шевер» был длиной только 3 «трумитин» (хотя по букве закона можно удлинять до 8, ведь главное — чтобы «Шевер» был короче, чем «Ткиа»), а «Труа» — только 9 «трумитин».

«Труа» на одном дыхании

Еще одно правило связано с извлечением звука «Труа», заповеданного Торой: это должно быть на одном дыхании. Следовательно, отдельные звуки в «Шварим» и в «Труа» (различные версии «Труа» Торы) должны следовать вплотную один за другим, без перерыва.

Более сложный вопрос возникает о серии «Шварим-Труа»: может ли трубящий прерваться на вдох посередине? Первое мнение (Шулхан Арух 590:4): здесь всё же надо прерваться. Но постфактум заповедь считается выполненной, даже если перерыва не было.

Второе мнение: прерываться на вдох нельзя и, если трубящий прервался, должен трубить повторно. Но даже согласно этому мнению кратчайший (недостаточный для вдоха) перерыв между «Шварим» и «Труа» должен быть, чтобы «Шварим-Труа» не слились в один звук.

В соответствии с этими мнениями существуют разные обычаи. За пределами Земли Израиля многие общины следуют за Рамо, который склоняется к первому мнению — вдох должен разделять «Шварим» и «Труа». А в Земле Израиля при первом трублении — перед молитвой «Мусаф» — «Шварим-Труа» принято «выдувать» на одном дыхании, а при повторении — внутри «Мусафа» — со вдохом между «Шварим» и «Труа».

Кто должен слушать звуки шофара

Каждый еврейский мужчина с возраста бар-мицвы, кроме глухих и умалишенных, должен слушать звук шофара в Рош а-Шана (Шулхан Арух 589).

Женщины

Женщины не обязаны слушать шофар, поскольку это заповедь, зависящая от времени. То есть ее можно исполнить только в определенное время — мицва ше-а-зман грама. Женщины освобождены от выполнения таких заповедей.

Однако в соответствии с повсеместно распространенным обычаем женщины слушают шофар в Рош а-Шана. Женщина, которая умеет трубить, может сама трубить для себя. Мужчина может трубить для женщин, даже если он уже слышал шофар и выполнил заповедь.

Женщине достаточно слушать только основное трубление — 30 звуков. Если у нее нет возможности посетить синагогу, пусть муж потрубит для нее дома или постарается организовать визит того, кто умеет трубить.

Произносят ли женщины благословение на шофар?

Здесь существуют разные обычаи. У ашкеназов принято, чтобы одна из присутствующих женщин произносила перед трублением благословение «…Повелевший нам слушать звук шофара».

В сефардских общинах есть как те, кто благословляет, так и те, кто не благословляет. Каждый следует обычаю своих отцов.

Мужчина может произносить благословение для женщин, только если он сам еще не слушал шофар (поскольку тогда он произносит его, прежде всего, для себя, и заодно оно засчитывается и женщинам). Для других мужчин мужчина может произносить благословение в любом случае.

Что касается правильного извлечения «Шварим-Труа», см. выше, женщинам лучше трубить на одном дыхании, поскольку даже согласно мнению, что необходимо два вдоха, постфактум трубление на одном дыхании засчитывается. А по букве закона: как ни труби — всё хорошо, ведь для женщин это только обычай.

Дети — приучение к исполнению заповедей

Дети, не достигшие возраста бар-мицвы, как было сказано, не обязаны слушать шофар. Однако мальчиков, достаточно подросших, чтобы не мешать окружающим, приводят в синагогу. Важно, чтобы они с ранних лет привыкали слушать шофар и молиться в общине.

Девочки приходят в синагогу вместе с мамами.

Кто освобождается от выполнения заповеди

Глухонемой (хэрэш) и умалишенный (шотэ) свободны от выполнения всех заповедей, в том числе — от заповеди слушать шофар.

Человек, который не слышит, но может говорить, обязан соблюдать заповеди Торы. Однако от заповеди шофара, по мнению Бейт-Йосеф, он свободен. Дело в том, что суть заповеди — слышать звук шофара, а не трубить в него. Следовательно, тот, кто не может слышать, — свободен от выполнения этой заповеди.

Однако автор Арух а-Шулхан советует «устрожить» закон и предписывает глухому трубить для себя самому (но без благословения), несмотря на то, что он не слышит.

Тот, кто использует электронный слуховой аппарат, не выполняет заповедь, слушая шофар через аппарат. Ему следует снять аппарат во время трубления, встать поближе к трубящему и внимательно слушать. Если же без слухового аппарата он абсолютно ничего не слышит, он не обязан исполнять эту заповедь. Если он умеет трубить сам, пусть трубит для себя, см. Арух а-Шулхан о глухом.

Больной

Если человек болен и не может прийти в синагогу, необходимо организовать для него трубление дома (конечно, если он в сознании и может слушать). Тот, кто находится в изоляции (на карантине), тем более должен слушать шофар. Если нельзя зайти к к нему домой, можно трубить снаружи, главное — чтобы он услышал заповеданные 30 звуков. Обычаю трубить сто раз следуют только при общественной молитве.

С пожеланием быть записанными в Книгу Жизни — нам и всему народу Израиля, Нохум Желязник

Материалы по теме


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.