Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ашем будет Царём на всей земле; в тот день будет Ашем один и Имя Его — едино»Зехария 14:9

Это правда, что Машиах придет уже в этом году?

Темы: Машиах, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте! Слышала, что Машиах скоро придет, уже в этом году. Может, даже на Рош а-Шана. Что вы можете сказать по этому поводу? М.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая М.!

Времени прихода Машиаха никто не знает, и опасно называть конкретный срок. Об этом резко говорит Гмара (см. ниже). Это — одна из наиболее скрытых тайн мира. В Гмаре сказано: «От сердца к устам Я не раскрыл». От имени больших людей, живших сто лет назад, передают такое выражение: «Кто знает — не говорит, кто говорит — не знает».

Когда-то на сайте был задан такой вопрос:

Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?” Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”».

«Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?” Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).

Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления?

Ответ был следующий, думаю, он по-прежнему актуален:

Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона!

Упомянутые Вами слова Талмуда звучат так: «Сказал рав Шмуэль бар-Нахмани от имени раби Йонатана: “Пусть выйдет дух из тех, кто высчитывает кицим (времена прихода Машиаха), потому что скажут: раз пришло это время и он не пришёл, больше он не придёт. Но жди его, как написано: “если задержится — жди его”(Хаваккук 2:3)”».

Мальбим писал о конечном избавлении за 60 лет до предполагаемого избавления. Он писал в 5628 (1867-8) году, и речь шла о 5688 (1927-28) годе. Он не писал о событии, которое произойдёт при жизни его поколения. Не все были согласны с этим. Мальбим надеялся, что так может произойти, он не писал, что это обязательно должно произойти.

Мальбим писал комментарий на весь ТАНАХ, и написал это, комментируя видение Даниэля. Мальбим не писал, что его комментарий — единственный и определённо будет именно так.

И при всём этом мой отец зацал мне рассказывал, что в тот год, который выходил по комментарию Мальбима (5688—1927-28), в начале года один человек поднялся в синагоге и объявил, что по расчёту Мальбима в этом году придёт Машиах. В конце года этот человек публично нарушал субботу… Поэтому с высчитыванием времён надо быть очень осторожным. И, даже приняв сравнение Мальбима, мы всё же не знаем, насколько мы близки или далеки от «Харькова».

Маймонид в своём Послании в Йемен пишет об этом так: в египетском изгнании был указан точный срок (400 лет), и всё-таки произошла ошибка — часть колена Эфраима вышла из Египта на 30 лет раньше, они ошиблись в том, с какого момента следует отсчитывать 400 лет. Что уж говорить нам, пишет Маймонид, если мы, вообще, не знаем сроков. (В видении Даниэля не указано, годы это, месяцы или что-то третье, с какого момента следует отсчитывать, — совершенно ничего не понятно. И есть совершенно различные комментарии).

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Где в Торе говорится о Машиахе?

Журнал «Мир Торы»

Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!

Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?

Рав Моше Абрамович

Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?

Пламя не спалит тебя. Эрец-Исраэль в ожидании своего народа - заключение

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше