Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Это правда, что Машиах придет уже в этом году?

Темы: Машиах, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте! Слышала, что Машиах скоро придет, уже в этом году. Может, даже на Рош а-Шана. Что вы можете сказать по этому поводу? М.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая М.!

Времени прихода Машиаха никто не знает, и опасно называть конкретный срок. Об этом резко говорит Гмара (см. ниже). Это — одна из наиболее скрытых тайн мира. В Гмаре сказано: «От сердца к устам Я не раскрыл». От имени больших людей, живших сто лет назад, передают такое выражение: «Кто знает — не говорит, кто говорит — не знает».

Когда-то на сайте был задан такой вопрос:

Мальбим… пришёл к выводу, что конечное избавление еврейского народа должно произойти в конце седьмого столетия шестого тысячелетия (по еврейскому летосчислению). На вопрос, почему он занялся подобными расчётами вопреки суровому предостережению Талмуда (Санхедрин 97 б), Мальбим ответил следующей остроумной притчей: «Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: “Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?”. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: “Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!”. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: “Скажи мне, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?” Я остолбенел: ведь это был тот самый “глупый вопрос”, который отец запретил задавать. “Глупыш, — сказал мне отец, — когда мы только выехали из нашего города, впереди оставалось много недель пути. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот же вопрос стал очень своевременным и уместным”».

«Так и здесь, — пояснил Мальбим, — в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: “Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?” Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).

Все ли согласны с этим мнением? Уже уместно вычислять точный срок конечного избавления?

Ответ был следующий, думаю, он по-прежнему актуален:

Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона!

Упомянутые Вами слова Талмуда звучат так: «Сказал рав Шмуэль бар-Нахмани от имени раби Йонатана: “Пусть выйдет дух из тех, кто высчитывает кицим (времена прихода Машиаха), потому что скажут: раз пришло это время и он не пришёл, больше он не придёт. Но жди его, как написано: “если задержится — жди его”(Хаваккук 2:3)”».

Мальбим писал о конечном избавлении за 60 лет до предполагаемого избавления. Он писал в 5628 (1867-8) году, и речь шла о 5688 (1927-28) годе. Он не писал о событии, которое произойдёт при жизни его поколения. Не все были согласны с этим. Мальбим надеялся, что так может произойти, он не писал, что это обязательно должно произойти.

Мальбим писал комментарий на весь ТАНАХ, и написал это, комментируя видение Даниэля. Мальбим не писал, что его комментарий — единственный и определённо будет именно так.

И при всём этом мой отец зацал мне рассказывал, что в тот год, который выходил по комментарию Мальбима (5688—1927-28), в начале года один человек поднялся в синагоге и объявил, что по расчёту Мальбима в этом году придёт Машиах. В конце года этот человек публично нарушал субботу… Поэтому с высчитыванием времён надо быть очень осторожным. И, даже приняв сравнение Мальбима, мы всё же не знаем, насколько мы близки или далеки от «Харькова».

Маймонид в своём Послании в Йемен пишет об этом так: в египетском изгнании был указан точный срок (400 лет), и всё-таки произошла ошибка — часть колена Эфраима вышла из Египта на 30 лет раньше, они ошиблись в том, с какого момента следует отсчитывать 400 лет. Что уж говорить нам, пишет Маймонид, если мы, вообще, не знаем сроков. (В видении Даниэля не указано, годы это, месяцы или что-то третье, с какого момента следует отсчитывать, — совершенно ничего не понятно. И есть совершенно различные комментарии).

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше