Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Утоляющий свою страсть остаётся голоден, а не утоливший её — сыт»Вавилонский Талмуд, Санедрин 107а

А есть прямые доказательства, что Б-г действительно хочет человеку добра?

Темы: Испытание, Цель творения, Страдания, Предназначение, Материя, Суд, Жизнь, Добро и Зло

Отложить Отложено

Добрый день, дорогие раввины!

У меня сейчас нелегкая ситуация в жизни, и я часто думаю о том, что вся наша жизнь тут на Земле похожа на... самый настоящий ад. Постоянно испытания, испытания, испытания... Мне так жалко людей, ведь всем им очень тяжело тут.

И, вольно или невольно, у меня стал появляться вопрос — а есть прямые доказательства, скажем так, положительности Б-га? Что Он действительно хочет человеку добра? Потому что порой мне начинает казаться, что в этом мире Он издевается над нами.

Спасибо вам за внимание к вопросу. Михаил

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Михаил!

Ответ на Ваш вопрос однозначен — нет. Творец не издевается над нами. Да. Он действительно желает нам добра и только добра! И, да, есть доказательства Его «положительности».

Что же тогда означает то, что мы видим вокруг? Откуда столько горестей, боли, тяжёлых, порой кажущихся неразрешимыми, проблем? Да таких, что «жизнь тут, на земле, похожа на самый настоящий ад»?

Более того, я бы усложнил вопрос. Сказано в Тэилим (145:16, буквальный перевод): «Открываешь руку Свою и насыщаешь каждому живому (существу его) желание». Вот так! Всем — по желанию. Без исключений. Всегда и везде. Не сказано — «насытит», не сказано «если будет хорошим». Но — «насыщает», и всем живым существам — «по их желанию».

Я слышал объяснение этого стиха от своего Рава. Что значит — по его, человека, желанию? Очень просто. Когда через сто двадцать лет мы посмотрим назад, на прожитую жизнь, то за все беды, за все испытания не устанем повторять: «Спасибо, что это случилось, спасибо, что это произошло именно так!»

Почему? Да потому, что в нашей жизни происходило в точности то, что в сложившейся ситуации и должно было произойти. Мы просто этого ещё не понимаем. Мы просто ещё не знаем: всё, что с нами происходит в жизни, даже то, из-за чего мы сейчас испытываем боль, будет одобрено нами, как только мы увидим целостную картину. Пока же мы видим лишь одну сторону медали, а другая от нас скрыта. Мы просто ещё не охватили взглядом нашу жизнь как единое целое, а для этого нужно, прежде всего, её полностью прожить.

Всевышний добр уже хотя бы потому, что создал этот мир без всякой корысти для Себя. Выгода нужна лишь тому, кто несовершенен, кто ощущает нехватку, недостаток чего-либо, кто надеется получить ответную мзду. Творец, по определению, самодостаточен и абсолютно гармоничен, Он не нуждается ни в ком и ни в чём, ибо Он — Источник всего и Властитель всего.

И создал Он этот мир не ради наших похвал, не ради наших славословий Себе, а только для одного — и такой вывод, если вдумаемся, неизбежен: чтобы одарить свои творения абсолютным благом. Материальный мир может вместить лишь блёстки этого блага. Ведь абсолютное благо в массе своей имеет духовную природу.

Наша задача в этом мире — одухотворить материю, чтобы присоединить и её к абсолютному благу. Но материя есть материя, она сопротивляется, выделывает «кренделя» и «восьмёрки», и в этом состоит природа наших бед и страданий. Мы порой не справляемся с ней, и это причиняет нам боль. Остаётся одно — сцепить зубы, делать то, что можем и должны. И помнить: ни одна слезинка не пропадает зря, любое страдание не проходит даром. Всё это, так или иначе, скапливается на нашем счету и пойдёт нам впрок.

И напоследок — притча, Вы, наверное, её знаете. Однажды один хасид, оказавшись в ситуации, подобной Вашей, не выдержал и отправился к Ребе, чтобы задать тот же вопрос, что задаёте Вы: «Почему вокруг столько несчастий, почему жизнь порой похожа на ад?».

Пока хасид ждал, чтобы его приняли, он, устав с дороги, задремал. И видит сон. Будто он умер и призывают его на Суд. Сначала взвешивают заслуги и добродетели. Их немало. И молился, и заповеди исполнял, и бедным помогал, и Тору учил. Всё вроде бы хорошо.

Но тут выступил обвинитель — Сатан — и начал свою речь. И оказалось, что дело ещё далеко не завершено. Выясняется: хасид-то наш — вовсе не законченный праведник. Да, молился — но как-то с прохладцей. Да, заповеди исполнял — но частенько формально, особо не усердствуя. А уж сколько мицвот (заповедей) из рук упустил — не сосчитать.

Бедным помогал тут и там, да мог бы больше, гораздо больше. Тору учил, но не утруждал себя, на всякие глупости времени тратил больше. Здесь не довесил, тут накричал, там смухлевал. А то — ещё страшней — ненароком злословил. А то — глаза устремил, куда не следовало, а там — и вовсе обидел кого-то и прощения не попросил.

Короче, знает своё дело обвинитель — список неприглядный и длинный. Так что вроде бы чаша весов склоняется вовсе не туда, куда хотелось бы! И кажется: грозный приговор Суда неизбежен.

Но происходит что-то невероятное. Являются посланцы (ангелы) и выкладывают перед Судом целый ворох пережитых хасидом бед и испытаний. Это и болезни, и потери, и бедность, и боль, и страдания… И вот — чаши весов мало-помалу выравниваются, почти сравнялись и вот-вот «хорошая» чаша перевесит, но… кончились несчастья, прервалась вереница испытаний…

Видит это наш хасид и как закричит: «Дайте ещё несчастий, дайте ещё испытаний!» Да где взять-то теперь?.. Их только в земной жизни получить и можно. Проснулся хасид, помял бороду… да и отправился восвояси.

Ответ, конечно, далеко не полон. Но главные принципы, кажется, понятны.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше