Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отчего Тора начинается буквой бет? Чтобы человек не тешился иллюзией, что он знает алеф»Баал Шем Тов

Евреям лучше не выделяться, раз так участились случаи антисемитизма в Европе?

Темы: Гордость, Война, Антисемитизм, Армия, Безопасность, Государство Израиль, Арабо-израильский конфликт

Отложить Отложено

Прочитал новость про лидеров литовского направления в иудаизме. Наверное, они правы, что евреям стоит не выделяться, раз так участились случаи антисемитизма в Европе. Но, тем не менее, как-то это все-таки неприятно. Я думаю, что это может негативно сказаться, внушить чувство неполноценности, например.

На евреев часто и нападают, т.к. знают, что они не мусульмане и не дадут отпора. И от этого тоже очень грустно. Мусульмане могут себя защитить, а мы нет. Интересно мнение уважаемых раввинов на данный счет. С уважением, Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Ваши ощущения вполне понятны. В человеческой природе заложено чувство справедливости, а также собственного достоинства. Если кто-то мне вредит, наносит удары, то надо ответить! Постоять за себя! Это чувство развивается одним из первых и присутствует уже у детей ясельного возраста: если он меня толкнул или ударил, то и я его! А если не отвечу достойным образом, окажусь тряпкой и слабаком, и меня всегда будут бить.

И хотя взрослые могут считать это ребячеством, на государственном уровне очень часто господствует та же логика: если против нас совершило действие другое государство или какая-то группа, демонстрирующая враждебность, то надо как-то ответить. Нанесли нам ракетный или бомбовый удар — надо нанести им! Наложили санкции, изгнали дипломатов — и мы сделаем то же самое, зеркально! Вот сейчас американцы ликвидировали видного иранского генерала — и все ожидают от Ирана какого-то ответного действия, иначе быть не может.

А евреи?

С евреями «проблема». Довелось мне побывать в одной еврейской религиозной общине в Европе, и в целом там настрой — абсолютная неприемлемость даже намека перехода на кулаки, презрение к такому поведению. А когда там все-таки произошел редкий инцидент с хулиганами из нееврейского окружения, то один из тамошних раввинов дал понять, что неправильно поступили евреи, ввязавшиеся в стычку. Он привел слова Талмуда (Хагига 5 б) о том, что в эпоху изгнания «отнята гордость у евреев и отдана другим народам» (о чем Б-г «плачет»). Такова объективная ситуация и природа вещей на этом этапе истории, и из попыток ее изменить ничего хорошего не выйдет.

Но терпеть действительно трудно, особенно евреям, которые выросли в нееврейском обществе, где очень сильна идея, что надо быть «настоящим мужчиной». Это значит, среди прочего, способность за себя постоять. А «хилый еврейчик», пусть и умный, не является в этом плане полноценным и служит постоянной мишенью побоев и насмешек. Так было в течение многих столетий, и именно вызванное этим чувство неполноценности стало одной из движущих сил сионизма: довольно быть чужаками и «недочеловеками» в европейских странах, оснуем собственную, построим всё своими руками и дадим отпор всем врагам!

Что и осуществили. Результат — современное государство Израиль. Да, экономически успешное и сумевшее отразить атаки врагов. Живущее во многом по принципу, что на каждый удар врага надо отвечать. Впрочем, враги вокруг такие, что действительно только такой язык зачастую и понимают. Проявишь сдержанность — сочтут за слабость и только больше обнаглеют и усилят давление. Вот и приходится их сдерживать.

Такова ситуация в краткосрочном плане. Но в долгосрочном приходится констатировать, что, если целью создания Израиля было избавление от антисемитизма — мол, теперь и евреи «настоящие мужчины», способные за себя постоять, — то эта цель оказалась миражом: за силу и наносимые ответные удары их теперь и ненавидят.

Теперь стало модно быть «жертвами», «слабыми и беззащитными» — и такими теперь предстали «бедные палестинцы». Несмотря на то, что они атакуют. Раньше тот, кто нападал, сам был виноват, если противник оказывался сильнее и выдавал ему по полной. Япония разбомбила у американцев только Перл-Харбор, а они — почти все ее города, два из них подвергли атомной бомбардировке. А что, сами виноваты!

Но теперь Израиль виноват, если его ответные удары «непропорциональны». Это на Ближнем Востоке. А в других странах за действия Израиля ненавидят тех же бедных евреев, которые, не имея там собственной армии, по-прежнему не могут постоять за себя. Ну, и по старым причинам тоже ненавидят. Так что хотели, как лучше, а получили, как всегда.

Что же делать?

Похоже, что действительно признать: к сожалению, пока мы в изгнании, у нас отнята «гордость», и лучше нам особо не выделяться и не нарываться на конфликты.

Другое дело, что это вовсе не причина для комплекса неполноценности. Он может возникнуть только в случае, если мы определяем «полноценность» так, как определяют ее другие народы. Если «полноценный» человек — это тот, у кого есть мышцы и кулаки и который, в случае чего, может обидчика «замочить», то да, мы не до конца «полноценны». Но разве мы не понимаем, в чем именно на самом деле заключается полноценность и ее противоположность?

Если перед нами две группы: одна — физически слабые, но умные и духовные интеллигенты, другая — сильные, но не очень интеллигентные бугаи, тем более — озверелые религиозные фанатики, то к какой из этих групп мы захотим присоединиться? А ведь именно члены последней смогут в случае чего себя защитить, да с ними и связываться никто не захочет. Но мы понимаем: есть в жизни и другие ценности, и, соответственно, определения «полноценности». Если человек оказался среди разъяренных быков, то ему разумнее спрятать красную тряпку подальше от их глаз. Но полноценным при этом, разумеется, ощущает себя именно он.

Более того: даже когда евреи не в изгнании и у них есть своя армия, их «гордость», согласно Торе, заключается вовсе не в том, что они могут кому-то хорошенько «дать». Ярким примером еврейского воина эпохи Танаха был царь Давид, успешно воевавший против всех окружавших страну врагов. Но при этом он пишет в своих Теилим (Псалмах): «Эти [полагаются] на колесницы, а эти — на коней, а мы имя Господа Б-га нашего провозглашаем» (20:8). И Тора, обещая нам успех в сражениях, всегда говорит: «И отдаст Господь Б-г их тебе в руки». Даже когда у нас есть армия и военный успех, это не мы «мочим» врага, а Б-г: Он отдает его нам в руки. Это Он — наша гордость.

Именно о возвращении этой гордости мы молимся. Не надо нам быть «настоящими мужчинами». Это Эйсаву, родоначальнику Западной цивилизации, сказано (Берешит 27:40): «И мечом своим будешь жить». Но сила Яакова — в устах. «Руки — Эйсава», но «голос Яакова» (там же 27:22). Яаков действует не руками и не мечом, а устами — молится Б-гу и изучает Тору, добивается высокого уровня мудрости и духовности, и за это Б-г его спасает.

Этого и постараемся заслужить.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.