Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А всякий, кто нуждается в милостыне, но подвергает себя страданиям, добывая пропитания лишь на сегодняшний день, и живет тяжелой жизнью, чтобы не утруждать собой общину — не умрет, пока не удостоится давать пропитание другим, и о нем говорит Писание: «Благословен человек, надеющийся на Б-га, ибо Б-г будет его опорой…».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Что такое «мысли сердца»?

Темы: Мысли, Душа, Каббала, Желание, Сердце

Отложить Отложено

Доброго времени суток.

Возник вопрос касательно понятия «мысли сердца», как, например, в стихе: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Бытие 6:5).

Как я понимаю, про сердце говорится, что это обитель духа/руах, и понятие «руах» связано с понятием «чувственность». Помогите понять, что такое мысли сердца, если можно, дайте отсылку на доступный материал.

Если я что-то неправильно понимаю, подскажите.

Спасибо Вам за ваши труды! Павел

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Павел!

Спасибо за интересный вопрос. Он занимает и меня тоже. Чтобы в более ясной форме построить ответ, приведу сначала информацию, на которой Ваш вопрос, если я правильно понимаю, основывается.

В еврейской душе различают пять аспектов — уровней раскрытия: Нэфеш, Руах, Нэшама, Хая и Йехида. Душа чудесным образом соединяется с телом, причем части аспектов соответствует определенный орган: Нэфеш находится в печени, Руах — в сердце, Нэшама — в мозге. Хая и Йехида не имеют материальных сосудов и окружают тело снаружи.

Каждый аспект, во всяком случае, те из них, которые соединены с телом, связан с определенной сферой человеческой деятельности: Нэфеш соответствует практическим действиям человека, Руах — эмоциям и чувствам, Нэшама — мыслям.

На этом основывается Ваш вопрос: мы находим в Письменной и Устной Торе привязку сердца к мыслительной деятельности человека, и следует понять, как это соответствует сказанному выше — тому, что сердце связанно с эмоциями?

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует обратиться к сокровенной части Торы. Так сказано в книге «Лэшем, Шво вэ-Ахлама»:

«Знай, что, хотя мы и сказали, что есть три части духовной формы, которые облачаются в тело, а именно — Нэфэш, Руах и Нэшама, и мы сказали, что для них основаны три сосуда в теле — мозг, сердце и печень, которые являются их местом и обителью, на самом деле главным образом в тело облачаются только две части — Нэфэш и Руах. А именно: НаРаН (сокращение: Нэфэш, Руах, Нэшама), относящиеся к Нэфэш, и НаРаН, относящиеся к Руах, облачаются в мозг, сердце и печень».

«Тогда как Нэшама облачается в мозг только в своей нижней части. Ибо основной духовный уровень человека — это его Нэфэш и Руах, а Нэшама — выше его уровня и облачается в человека только для того, чтобы он поднимался и рос с ее помощью выше своего уровня».

То есть, оказывается, что каждый из общих аспектов души снова делится на такие же частные аспекты — нэфеш, руах и нэшама! И, значит, что важно для ответа на наш вопрос, Руах тоже делится на свои частные нэфэш и руах, нэшама, хая и йехида.

Вернемся к книге: «…касательно того, что мы сказали выше — что Руах облачается в сердце, то имеется в виду руах (частный), который находится в Руах (общем), тогда как нэшама, которая находится в Руах, пребывает только в мозге. И это основная Нэшама человека, которая соответствует его уровню…»

Я надеюсь, что это не выглядит слишком запутанным…

На основании сказанного можно уже дать ответ на Ваш вопрос. Мы видим, что у аспекта Руах, который, в целом, отождествляется с сердцем, есть свой аспект нэшама — аспект мыслей, который находится уже не в сердце, а в мозге. И, видимо, именно он и называется «мыслями сердца».

Также понятно, почему приведенный Вами стих Торы упоминает именно мысли сердца: потому что именно они отражают настоящий уровень человека. К этому следует добавить то, что сказано в книгах, предшествовавших «Лэшем, Шво вэ-Ахлама», на которые автор «Лэшем…», скорее всего, опирался.

Так, Аризаль в своем основополагающем труде «Эц Хаим» пишет, что именно Руах называется «Адам» — «человек». Виленский Гаон объясняет, что Руах в человеке — это и есть сам человек, ибо Нэфеш — ниже его уровня, а Нэшама — выше, это уровень ангела. И от Руах зависит всё служение человека Творцу, и на уровне Руаха находится свобода выбора.

Чтобы резюмировать сказанное, процитирую рава Исраэля-Элияу Вайнтруба (1932-2010). Вот как он объясняет отрывок из «Лэшем, Шво вэ-Ахлама» (см. выше): «И мозг, и сердце относятся к одной категории — категории разумной деятельности, и есть между ними подобие. Только к мозгу относится более тонкая, возвышенная часть — разум в разуме, а к сердцу — более материальная — чувство в разуме».

В заключение приведу классификацию человеческих желаний, которую видел в одной замечательной книге. Там все желания разделены на три вида, которые соответствуют трем составляющим души. А именно:

1) Постоянно действующее желание, которое пробуждается всякий раз во множестве форм и движет человеком. Когда человек голоден, желание толкает его искать еду. Если ему одиноко, желание толкает его искать общества, и т. п. Это желание внешнее, относится к уровню Нэфэш.

2) Глубже него — основное и центральное желание человека, которое порождает в нем стремления и мечты и ведет его по пути воплощения этих стремлений в жизнь. Оно подобно стволу дерева по отношению к частным желаниям, которые подобны ветвям. Примеры тому: человек хочет стать богатым или хочет постичь мудрость Торы, и он строит свой жизненный путь в соответствии с этим желанием. Это уровень Руах. (И это соответствует сказанному выше, что именно Руах и есть собственно человек, его выбор и его уровень).

3) Наиболее глубокое желание — это желание, которое относится к уровню Нэшама. Это желание неподвластно выбору и изменению. Нэшама сотворена с постоянным стремлением вернуться к Творцу, и это стремление никогда не прекратится. И человек может прислушаться к нему и постараться свои более внешние желания привести в соответствие с желанием Нэшама.

Или же, напротив, может игнорировать его и похоронить под грузом жизненных проблем. И тогда это стремление только иногда будет прорываться наружу мыслями о покаянии или же чувством неудовлетворенности той жизнью, которую человек избрал. Эти мысли о покаянии никогда не оставляют человека, даже если он большой грешник. И в этом-то и заключается наша работа над собой: привести свое основное желание — желание аспекта Руах — в соответствие с желанием аспекта Нэшама.

Желаю нам всем успеха в этой работе.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше