Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему некоторые оставляют часть стены без побелки в память о Храме, а некоторые — нет?

Темы: Разрушение Храма, Радость, История, Траур по Храму

Отложить Отложено

Здравствуйте, хотелось бы больше узнать об обычае оставлять часть стены без побелки. Некоторые оставляют, а некоторые нет. Насколько это необходимо? N.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.

В память о Храме

С тех пор, как был разрушен Храм, наши мудрецы вынесли ряд постановлений, цель которых — сохранить память о нем. И не только сохранить память о том, что пропало, но и помочь нам, осознавая величину потери, ждать и верить в будущее восстановление Храма. Чтобы мы чувствовали, что радость не будет полной, пока не придет Машиах и мы не удостоимся окончательного избавления.

Одно из таких постановлений мы выполняем «на материале» собственного дома. Эта заповедь как бы говорит: не гордись своим новым жилищем, пока дом Всевышнего разрушен. Речь идет о законе оставлять часть стены без побелки. В этой статье будут рассмотрены детали закона.

Как выполняется эта заповедь

Мудрецы запретили, построив дом, белить его полностью. Часть стены внутри дома должна оставаться без побелки (во времена Талмуда стены белили известью).

Оставляют квадрат, минимальный размер которого — «локоть на локоть» (ама аль ама), это значит 48 на 48 см.

По некоторым мнениям[1], такой квадрат должен быть в каждой комнате квартиры. И известно, что такого обычая придерживались Хатам Софер и Хазон Иш. Однако повсеместно распространённый обычай — оставлять незакрашенный квадрат только на одной стене — напротив входа в дом, так, чтобы он бросался в глаза, когда человек входит и выходит.

Чем именно запрещено белить?

Некоторые галахические авторитеты[2] полагали, что запрещено белить только чистой известью, такой, которая обычно использовалась во времена Талмуда, — идеально белой. Если же в ней есть примеси, можно закрашивать всё. Всё же, на практике на это «облегчающее» мнение не советуют полагаться, поскольку в книгах оно приводится только в качестве оправдания для тех, кто не хочет оставлять незакрашенный квадрат на стене, не более того. К тому же, сейчас тяжело знать точно, есть в побелке примеси или нет.

Что касается обоев, краски различных цветов и других материалов для отделки стен, тут мнения раввинов расходятся. Большинство обязывает оставлять квадрат[3], но некоторые освобождают от этого[4].

Те, кто придерживается первого мнения, считают, что мудрецы запретили завершать отделку дома в любом случае, неважно, какой материал для этого используется. Ведь цель запрета — напомнить о Храме — достигается и в том случае, когда стена не до конца покрывается обоями. Просто в те времена белили известью, поэтому мудрецы говорили именно о ней. Но не имелось в виду, что заповедь существует, только если стены покрывают известью.

Сторонники второго мнения считают, что запрет мудрецов изначально относился именно к побелке известью, но не к отделке дома другими материалами.

Необходимо заметить: неправильно выполнять эту заповедь, покрасив участок стены в черный цвет[5] или, например, повесив картину с изображением разрушенного Иерусалима. Нам важно не только достигнуть цели постановления мудрецов, но и сделать это в той форме, которую они предписали.

Покупка квартиры без «ама»

Если человек купил дом у другого еврея, а тот не оставил в нем незакрашенный квадрат в память о Храме, новый владелец должен сам соскрести побелку, исправив таким образом нарушение прежнего владельца. Если же в доме стены были побелены полностью без нарушения закона, например, дом изначально принадлежал нееврею или строился на продажу, новый хозяин не должен соскабливать побелку. Жить в таком доме не запрещено, ведь при завершении строительства нарушения не было[6]. И тем более ничего не надо делать, если дом куплен непосредственно у нееврея.

Существует мнение[7], что только еврею, который строит дом для того, чтобы в нем жить самому, запрещено заканчивать побелку стен, а тот, кто строит на продажу или для сдачи в аренду, не обязан выполнять эту заповедь. Следовательно, тот, кто купил или снял такой дом, тоже не должен ничего исправлять (по крайней мере, пока не делает там ремонт, см. ниже).

Съемная квартира

Обязан ли съемщик соскабливать побелку? Есть галахические авторитеты[8], которые «облегчают» закон и не обязывают съемщика это делать, даже когда хозяин точно нарушил запрет (хозяин-еврей строил дом с намерением жить в нем). Они считают, что в чужом доме человек не несет ответственности за выполнение этой заповеди. Но некоторые поским (законоучители) «устрожают» закон [9]. Они считают, что в этом смысле нет различия между съёмщиком и покупателем.

Однако тот, кто белит стены заново, должен оставлять квадрат в память о Храме, даже если это съёмный дом и даже если он принадлежит нееврею, поскольку ремонт в доме равнозначен окончанию его строительства[10].

Надо заметить, что тому, кто следует первому из этих мнений и хочет сделать в съемной квартире «ама», придется получить разрешение на это от владельца квартиры. И, если разрешение не получено, ему запрещено это делать.

Получается, тот, кто купил или снимает квартиру у нееврея, может не волноваться по поводу квадрата до тех пор, пока не решит обновить побелку стен. И даже когда речь идет о ремонте, есть мнение[11], что человек обязан оставить квадрат, только если он удаляет старую побелку. Если же новая краска ложится на прежнюю, не обязан.

Надо ли оставлять «ама» на даче, в офисе?

В офисе, магазине и других общественных местах не принято оставлять незакрашенный участок, даже если владелец проводит там большую часть дня, поскольку эта заповедь относится только к жилым помещениям[12].

В доме, предназначенном для отдыха, даже если большую часть года там никто не живет, хозяева обязаны оставлять «ама». Ведь, в конечном счете, это дом, предназначенный для жилья.

Заключение

До сих пор мы обсуждали вопрос обязанности — когда человек должен оставлять незакрашенный участок, а когда нет. Поскольку выполнение этой заповеди может быть связано с различными трудностями, например, несогласием кого-либо из жильцов или финансовыми затратами, не помешает знать, когда надо «упрямиться», а когда следует уступить.

Однако человеку, у которого нет никаких сложностей с тем, чтобы оставить «аму» в память о Храме, посоветуем: конечно, оставляйте, даже если в вашем случае не будет нарушением закрасить всё! Если у нас есть возможность внести еще капельку чистой еврейской веры в нашу жизнь, жалко упускать!

Да удостоимся мы быть среди тех, о ком сказали мудрецы (Таанит 30 б): «Каждый, кто скорбит о Иерусалиме, удостоится видеть его веселье [веселье, когда Иерусалим будет отстроен в конце дней — когда народ вернется из изгнания]».

С уважением, Нохум Железник


[1] Элия Раба 560:1, При Мегадим 560:1(часть Мишбецот Заав).

[2] Рав Авраам Данциг, Хаей Адам (часть Нишмат Адам 137:1), приводится в Мишна Брура 560:2.

[3] Арух а-Шулхан 560:2, Пнинат а-Микдаш (1:21), ряд современных авторов.

[4] Рав Исраэль-Песах Файнандлер (1945-2011), Респонс Авнэй Яшфэ (I, 116:2) от имени Рава Элияшива, Овер Орах (12).

[5] Однако постфактум, заключает Хафец Хаим в Шаар а-Циюн (560:8), заповедь считается выполненной.

[6] Маген Авраам, приводится в Мишна Брура 560:2.

[7] Игрот Моше (Орах Хаим, III, 86:37)

[8] Мигдаль Шен и Игрот Моше (там же) принимают это мнение.

[9] Рав Йеошуа-Менахем Арнберг (1904-1976) в своем респонсе Двар Йеошуа (II 73), Орхот Рабейну (II, с. 141) от имени Хазон Иш, Шаарэй Нэхама от имени Рава Элияшива и др.

[10] При Мегадим 560:4 (часть Эшель Авраам).

[11] Пнинат а-Микдаш (1:79) от имени рава Песаха-Элияу Фалька, автора респонсов Махазэ Элияу.

[12] Современные авторы.

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше