Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сейчас приходится много работать, но не хотелось бы совсем прекращать изучение Торы...

Темы: Награда и наказание, Время, Заповеди, Шхина, Изучение Торы, Работа, Организация быта, Воровство

Отложить Отложено

Сейчас мне приходится много работать, но хотелось бы также не прекращать совсем занятия Торой. Подскажите, пожалуйста, как лучше это сделать.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Талмуд (Шабат 31а) рассказывает: когда человек предстает пред Небесным судом, вначале его спрашивают, честно ли он вел дела, а затем — отводил ли он постоянное время на изучение Торы. Раши объясняет: неслучайно так важно именно постоянное изучение Торы. Ведь в обычной жизни человек находится в постоянном круговороте дел и забот, поэтому, если у него не будет специально установленного времени для Торы, то до нее так и «не дойдут руки».

Постоянные испытания

Не секрет, что, как только человек садится изучать Тору, у всех вдруг возникают к нему важные вопросы, непрестанно звонит телефон, кричат дети, что-то случается на работе и т. п. Именно поэтому Шулхан Арух (Орах Хаим 155:1) говорит, что каждый еврей — независимо от возраста, семейного и материального положения — обязан отвести себе время на изучение Торы на постоянной основе. Это время должно быть незыблемым: даже если в это время человеку подвернется выгодная сделка, он не должен прерываться.

Эта проблема возникла не вчера, поэтому уже мудрецы ранних поколений дают такой совет для ее решения («Ор Цадиким» 22:12; автор — раби Меир Поперш, 1624-1662, Прага, Иерусалим): когда человек открывает книгу, он должен представить себе, что находится не в этом мире, а в Ган Эдене, перед Шхиной (Б-жественным присутствием). Это поможет ему правильно расставить приоритеты, когда в очередной раз что-то будет отвлекать от учебы. И понятно, что, по крайней мере, минимальное усилие, которое человек должен постараться сделать, это — выключить телефон на время занятий.

Автор «Матэ Эфраим», который также занимался коммерцией, говорил своим домочадцам и партнерам по бизнесу: в часы, когда он изучает Тору, он для них как будто мертв. Поэтому обращаться к нему не имеет смысла. Так он объяснял аллегорическое высказывание Талмуда (Брахот 33 б) о том, что Тора сохраняется только у того, кто «убивает» себя ради нее.

Когда отводят время для учебы

Шулхан Арух говорит, что человек обязан установить время для изучения Торы и днем, и ночью.

Талмуд (Менахот 99 б) дает интересное объяснение этому правилу: Тора (Шмот 25:30) говорит о хлебах предложения (лэхем а-паним), лежавших на Столе в Храме, что они постоянно находятся перед Всевышним. Эти хлеба еженедельно меняли. Согласно одному мнению, приводимому в Мишне, хлебы начинали снимать с одной стороны и одновременно с другой стороны на их место клали новые, чтобы даже на секунду Стол не оставался пустым. Однако раби Йосэй считает, что, даже если старые хлеба снимали утром, а новые клали вечером, это также означает, что они «постоянно находятся перед Всевышним».

На основании этого Талмуд делает вывод: даже если человек отводит время на изучение Торы только утром и вечером, это означает, что он выполняет сказанное в Пророках (Йеошуа 1:8): «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих…» Иными словами, «постоянно» не означает только «всё время», а означает также «постоянно в определенное время».

Изначально — еврей должен посвятить всё свое время изучению Торы. Но поскольку он должен также зарабатывать на жизнь, заботиться о жене и детях и т. п., то, если он изучает Тору только в установленное время утром и вечером, это засчитывается ему как постоянное изучение.

Получается, что требование постоянных занятий не ограничивает время изучения, а устанавливает определенный минимум. Это время, которое человек ежедневно посвящает изучению Торы, иначе он был бы всегда занят житейскими делами.

Сбегать и воровать

Еще один способ избежать препятствий в изучении Торы — это пойти учиться в синагогу. Раньше в общинах было два здания: синагога — для молитвы и бейт мидраш — для изучения Торы, в наше время обычно молятся и учатся в одном помещении. Интересно: идти в синагогу учиться уже само по себе есть выполнение заповеди. Даже если человек там ничего не выучил, а просто слушал, как учатся другие (Мишна Брура 155:6). И, если даже тот, кто не может сам учиться, приходя в синагогу послушать других, получает награду, тем более, тот, кто идет туда именно учиться, без награды не останется.

Идя учиться в синагогу, человек демонстрирует себе и домочадцам, насколько серьезны его намерения, а также уменьшает вероятность помех. Тем не менее, многие советуют, чтобы хотя бы раз в неделю человек учил Тору и дома: чтобы в доме также звучал голос Торы и домочадцы видели, как он учится.

Таким образом, человеку советуют «сбегать» из дома в синагогу, чтобы его не беспокоили. Подобно этому наш учитель рав Ицхак Зильбер говорил, что надо учиться «воровать» — ухватывать время для учебы.

Постоянное место

Известно, что следует установить себе постоянное место для молитвы, как сказано в Талмуде (Брахот 7 б): перед тем, кто молится на постоянном месте, падают его враги. Так же следует установить и постоянное место для учебы (Рамо, Орах Хаим 155:1). Поэтому, если человек выходит из дома для учебы, то ему важно учиться в определённой синагоге, и желательно, чтобы там у него было постоянное место. И дома надо выделить себе постоянное место для учебы.

Форс-мажорные обстоятельства и возвращение долгов

Понятно, что бывают случаи, когда из-за различных обстоятельств не удается поучиться в установленное время. Тем не менее, чтобы не нарушать «постоянство», Маген Авраам (Орах Хаим 155:1) советует: в то время, которое было установлено для учебы, прочесть хотя бы одну галаху, мишну или даже только стих Торы.

Более того, то время, которое человек пропустил, он должен рассматривать как долг (Рамо 238:2). Поэтому, если, например, он планировал поучиться час после утренней молитвы, но из-за стечения обстоятельств у него это не получилось, ему надо вечером восполнить пропущенный час. Или, по крайней мере, постараться сделать это в ближайшее время, как только будет возможно.

Люди, которые изучают ежедневный лист Талмуда (даф йоми), рассказывают: если они пропустили какой-то день и не наверстали пропущенное в ближайшее время, то этот трактат так и остается потом для них с «лакуной».

Что учить?

Когда человек сумел выделить время для изучения Торы и даже нашел, с кем учиться, возникает вопрос, что учить. Понятно, что всё зависит от уровня подготовки: кто-то может учить только Хумаш, Мишну, а кто-то может уже изучать и сам Талмуд.

Мишна Брура (155:3) рассматривает этот вопрос и говорит, что люди, которые основное время посвящают работе и учатся всего 3-4 часа в день (!), кроме изучения Талмуда должны посвятить время также изучению практических законов, чтобы знать, как вести себя в повседневной жизни. Тем более, тот, кто учится меньше, должен непременно изучать также практические законы, чтобы знать, как выполнять заповеди и избегать нарушений.

Кроме того, Мишна Брура (1:12) советует ежедневно изучать книги по Мусару (еврейской этике), в которых говорится о богобоязненности и исправлении человеческих качеств.

Рассказывают, что однажды основоположника движения Мусар рава Исроэля Салантера спросили, что изучать человеку, который может посвятить учебе только один час в день. Рав ответил: пусть этот человек изучает книги Мусара, тогда у него сразу же появится время и для изучения Торы.

Люди, изучающие Тору постоянно

Выше мы упоминали высказывание Талмуда в Шабат 31а: когда человек предстает пред Небесным судом, вначале его спрашивают, честно ли он вел дела, а затем — отводил ли время для изучения Торы.

Однако в другом месте (Сангедрин 7а) Талмуд говорит: вначале человека судят за то, как он изучал Тору. Тосафот (к Сангедрин 7а) рассматривают это противоречие и предлагают два возможных решения:

— Действительно, первый вопрос будет о том, честно ли он вел дела, а только затем спросят, отводил ли время для Торы, как сказано в трактате Шабат. Но фактический суд начнется именно с рассмотрения того, как человек изучал Тору — как сказано в трактате Сангедрин

— Того человека, который изучал Тору, но не установил для этого определённого времени, сначала спрашивают, честно ли он вел дела, и лишь затем спрашивают о занятиях Торой, как сказано в трактате Шабат. А человека, который вообще не занимался Торой, вначале спрашивают об учебе

В любом случае мы видим, что даже люди, изучающие Тору, должны устанавливать себе постоянное время для учебы.

Рабейну Хида говорил: если судья установил себе время для изучения Торы и в это время к нему пришли люди, чтобы он рассудил их, то время, потраченное на то, чтобы рассудить их, засчитывается ему как изучение Торы. Но только при условии, что он не получает за это деньги.

Точно так же, например, преподаватель Торы в хедере, который получает зарплату, должен отвести себе отдельное время для изучения Торы, поскольку то время, когда он преподает, не засчитывается ему как постоянное время учебы. Хида также предполагает, что это относится и к людям, постоянно изучающим Тору (аврехим), которые получают за это стипендию («Биркей Йосеф», Орах Хаим 155:1).

Другой сефардский мудрец, Каф а-Хаим (Орах Хаим 155:4), говорит: хотя Хида не разрешил этот вопрос, нам следует «устрожить» и считать, что даже те, кто постоянно изучает Тору и получает за это стипендию, должны отвести себе дополнительно постоянное время на изучение Торы — кроме тех часов, за которые они получают стипендию.

Заключение

Сказано: «Глаза мудреца — в его голове…» (Коэлет 2:14), что означает: если человек знает, что его ожидает, он постарается подготовиться к этому. Если мы знаем, за что придется дать ответ на Небесном суде в первую очередь, у нас есть возможность подготовиться и правильно расставить приоритеты, распределяя свое время. Сегодня, когда можно изучать Тору в любое время, в любом формате, на любом языке, объяснить, почему человек этого не делал, будет гораздо сложнее.

У нас на сайте можно найти различные программы, которые помогут Вам поддерживать связь с Торой.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Беда! Наш сын стал вором! Что делать?

Рав Ашер Кушнир

У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».