Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Б-г отравляет жизнь людям, давая им замороченный характер?

Темы: Исправление, Заповеди, Характер, Добро и Зло, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Добрый день! Как вы считаете, зачем Б-г отравляет жизнь людям, давая им замороченный характер? Когда человека (во всяком случае, в других людях) постоянно что-то не устраивает? Ведь человек от этого страдает сам, и чаще всего он не может никак это исправить — в то время как и без того короткая и трудная жизнь быстро проходит. Спасибо! N.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, N.!

Те черты (я бы не назвал это характером), о которых Вы пишете, на мой взгляд, весьма распространены среди людей. Не то чтобы их «специально кто-то в нас вложил», они — результат выработанного нами самими отношения к жизни. Особенно это проявляется у тех, кто уже «отмотал» немалую часть своей жизни. Более того, принято считать, что чем человек старше, тем больше он склонен к мизантропии — придирчив и недоволен окружающими.

В юности, полный надежд, человек готов многое простить близким, друзьям, соседям или прохожим. Юноша занят строительством жизни, он надеется жить в гармонии с реальностью, он подспудно ощущает, что способен изменить мир так, чтобы всё соответствовало его внутреннему ощущению, его субъективному взгляду. Ради этого он готов «покорять» мир, предпринимает те или иные шаги, он пытается сделать мир лучше. Но с возрастом человек обнаруживает, что все вокруг живут — как и жили, что река течёт, как и раньше.

Никто «и в ус не дует». Никто не замечает ни усилий человека, ни его «заслуг», ни его способностей, ни его «праведности». Все, как и прежде, заботятся о себе, о своих родных, о своей зарплате, своих радостях и удовольствиях. Недаром старыми мизантропами частенько становятся как раз бывшие юные идеалисты.

Почему это происходит? Почему усилия и «добрые» человеческие посылы превращаются в недовольство всем и вся, в брюзжание и разочарование? Быть может, отправная точка не та? Быть может, основное положение, засевшее в мозгу, как раз неверно? Зло не снаружи, вне человека, а внутри?

Никогда в истории человечества, насколько мне известно, попытки прямого беззастенчивого воздействия на общество или отдельного человека с целью их изменить не приводили к положительным результатам. Ни революции, ни завоевания, ни насилие, ни подкуп, ни хитрость, ни уговоры не могли изменить внутреннюю сущность человека. Действенным может быть лишь опосредованное, непрямое влияние.

Другими словами, работает лишь то, что побуждает другого человека заняться своими проблемами самому и помогает ему в этом. Атака в лоб не вызывает ничего, кроме организованного упрямого противодействия. Чем больше мы требуем от других, чем старательнее (пусть и безвозмездно) пытаемся исправить чужие огрехи, тем сильнее разочарование и «бессильная злоба» на людей, «не желающих исправляться».

Всё сказанное выше — вовсе не новость. Это знают все. Но вывод делают немногие. А вывод этот прост и лежит на поверхности: не ставим целью исправить других, исправляем себя. Это вовсе не означает безразличия и равнодушия к чужим недостаткам, но если мы воспримем несовершенство окружающего мира как зеркало, отражающее наши собственные огрехи, то нам станет проще понять, куда следует направить главные усилия.

К примеру, у нас, евреев, есть способность кардинально влиять на мир. Более того, от нашего поведения зависит не только наше собственное благополучие, но и благоденствие всего мира. Недаром народы интуитивно ощущают нашу ответственность и частенько обвиняют нас в самых абсурдных вещах.

Но по-серьезному они могут обвинять нас лишь в одном случае: если мы не исполняем должным образом наш долг, наш договор с Творцом мира. Другими словами, критерий нашей праведности и правоты — наша преданность заповедям Торы. Это и есть специфическое опосредованное и наиболее эффективное влияние на окружающий мир, изменение его к лучшему и, более того, наше право смотреть на других одобрительно или нет.

Ни участие в массовых общественных движениях, ни влияние на политику, ни усилия в области технического прогресса не могут привести к положительному воздействию на мир, если отсутствует главное — жизнь по Торе.

Этот принцип верен и в отношении каждого отдельного человека. Если он выполняет в должной степени свои обязательства и перед Творцом, и перед другими людьми, то взгляд его на окружающих рано или поздно перестанет быть взором обвинителя. А станет взглядом человека, готового помочь, понимающего, не ждущего ни одобрения, ни награды. Взглядом человека, которому чуждо ощущение превосходства, взглядом доброжелательным и мудрым.

Надеюсь, хотя бы в какой-то мере ответил на Ваш вопрос.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Такие слова, как: ум, разум, мудрость, понимание, сознание, интеллект, рассудок, логос — являются синонимами, но каждое из них при этом обозначает отдельное понятие. Что такое разум, как он работает и какова его функция с точки зрения Торы? Читать дальше

Отвечаем ли мы за нехорошие мысли?

Рав Бенцион Зильбер

От человека не зависит, какие мысли ему приходят. Где же свобода выбора?

В будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей?

Рав Меир Мучник

С точки зрения иудаизма возможно, чтобы у роботов была подлинная свобода воли?

Какие три вещи искусили Еву (Хаву)?

Рав Эльяким Залкинд

Что Первому Человеку было поручено возделывать и хранить? Что символизирует река, текущая из Сада? Чем было привлекательно Древо Познания? Что символизируют 42 стоянки на пути из Египта в Страну Израиля?

Я не должен никому отказывать в помощи?

Рав Меир Мучник

Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если на добрых делах держится мир, то я должен помогать людям, которые мне неприятны? Я должен помогать всем, кто попросит? Зачем помогать врагу развьючивать осла? Почему так тяжело попросить о помощи? Кто может помога