Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Ицхак: всякий, кто дает монету нищему, благословляется шестью благословениями.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Что на самом деле следует понимать под терминами Б-г, Всевышний, Творец?

Темы: Философия, Каббала, Природа, Единство Б-га, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, что на самом деле с точки зрения Торы и еврейского взгляда следует понимать под понятиями Б-г, Всевышний, Творец? Как правильно об этом думать?

Некоторые раввины утверждают, что это не есть некто или нечто в смысле общепринятого представления о каком-то персональном объекте (пусть даже трансцендентном), а это всеобъемлющая единая сущность, в которой проявляется всё существующее в мире — Вы, я, другие люди, животные, растения, предметы и т. п.

А некоторые сторонники Каббалы говорят, что ближе всего к этому понятию подходит понятие Природа, то есть всепроникающая высшая сила, которая называется «Ацмуто» — «Сам по Себе».

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Полностью постичь сущность Б-га нам не дано. Мы — люди, живущие в этом физическом мире и знакомые только с его понятиями, а Б-г — не физический. И даже духовные миры всё же отделены от Него, ибо Он их создал и Сам не может являться их частью. Но, так или иначе, в Торе Б-г четко дал нам понять, что мы, на своем уровне, должны относиться к Нему не как к какой-то безличной совокупности всего на свете или какой-то непонятной, неведомой нам силе, а как к определенной Личности. На простом человеческом языке Тора говорит: Б-г сказал, Б-г сделал, Б-г вывел нас из Египта, Б-г дал нам Тору, Его следует любить, Ему следует молиться. Тора даже употребляет такие выражения, как «рука Б-га», Его «глаза» или «нос», хотя физически этих атрибутов у Него быть не может, просто человеку легче так воспринимать.

Более того, Тора подчеркивает, что Б-г — Единый и Неделимый. Даже христианская «троица» для нас является ересью: Б-г один, Его нельзя рассматривать как совокупность каких-либо составляющих.

Вообще-то, упомянутое Вами выражение «всеобъемлющая единая сущность» не так уж противоречит этой идее. Да, можно так о Нем говорить — и при этом относиться и обращаться к Нему как к Личности.

Но что касается «всего существующего в мире — меня, Вас, других животных, растений, предметов», то правильно в соответствии с нашим мировоззрением сказать так: Б-г проявляется в мире через них; они сами не являются частью Него, но своим существованием и функционированием свидетельствуют о Его существовании и присутствии.

Хороший пример — режиссер или композитор. В самом фильме режиссера не видно, видно только актеров. Но все знают: они выполняют то, что велел им режиссер, и вся обстановка — декорации и др. — устроена по его указаниям. Таким образом, все они свидетельствуют о режиссере, являются воплощением его замысла. И этот фильм становится известным как картина такого-то режиссера. И композитора в музыке тоже не видно, играют исполнители, но при этом музыка выражает замысел композитора и называется его именем.

Что касается понятия «природа», то, если этим словом обозначается совокупность всех живых и неживых объектов в окружающем нас мире — животных, растений, предметов неживой природы, — то она, конечно, не может быть Б-гом. Ведь все эти объекты — не «боги», и вместе они тоже не могут составлять Б-га. Они, как сказано, — Его творения, которые своим существованием свидетельствуют о Его присутствии.

Если же словом «природа» обозначается некая «всепроникающая высшая сила», то это всего лишь другой способ выражения значения «Б-г». Да, Его можно рассматривать как «Всепроникающую Высшую Силу»; можете называть это «Природой», если не нравится слово «Б-г», но сути это не меняет.

Да, Он «Сам по Себе», именно в том плане, что Ему нельзя приписать ни один из атрибутов созданного Им мира или всю совокупность этих атрибутов. Этот мир со всеми его составляющими — творение, а Он — Творец. Творец по определению отделен от своего творения, оно свидетельствует о нем, но не является им. Так что в этом плане действительно неплохо отражает суть выражение «Всепроникающая Высшая Сила».

Но, так или иначе, Тора дает нам понять, что относиться к Б-гу нужно как к Личности, Творцу, Отцу, Царю. Служить Ему, принимать все события, происходящие в мире, как Его действия, благодарить Его за благо, молить о спасении. Выстраивать с Ним личные отношения. Для нас Он — Господь, Б-г наш, Который вывел нас из Египта, Который любит и воспитывает нас, как отец, и отношение к Нему должно быть соответствующим.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Как относится иудаизм к Каббале?

Рав Реувен Куклин

Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?

Чтобы понять и постичь 35. В чем отличие иудаизма от других основных мировых религий?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?

Рав Яков Гельфман

А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?

Парадокс личности

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский