Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Всё к лучшему» — для всех или только для тех, кто соблюдает заповеди?

Темы: Страдания, Предназначение, Заповеди, Добро и Зло, Сокрытие, Игра

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин! Много раз я слышал от раввинов фразу, что всё к лучшему. То есть, всё, что происходит с нами и в мире, приходит от Б-га и всё, что Он делает, — к лучшему, потому что от Б-га исходит только добро.

Значит ли это, что всё происходящее в мире способствует благу всех творений? Или всё происходящее способствует только благу тех, кто исполняет заповеди, данные Б-гом?

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте!

Прежде всего, надо сказать, что принцип «что бы ни происходило, всё — к лучшему» — не пустая фраза. Я бы сказал, это — квинтэссенция еврейского взгляда на мир. Всевышний, по определению, «не может» сделать что-либо, что не было бы на пользу созданному Им миру.

Другое дело, как мы понимаем выражение «к лучшему». Разве смерть, не дай Б-г, ребёнка — к лучшему? Разве гибель шести миллионов евреев во время Катастрофы была к лучшему? Разве сиротство, больницы, наполненные страдающими людьми — это к лучшему? Если ответить кратко — да. К лучшему. Как это?

Представьте себе шахматную партию, которую разыгрывает отец с маленьким сыном. Отец хочет, чтобы сын не только выиграл, но и, соответственно, научился играть хорошо и честно. Сын пытается, но то и дело делает неправильные, а то и запрещённые правилами ходы. Что делает отец? Он мягко поправляет его, подробно объясняет, как правильно поступать в том или ином положении.

Отец, если надо, буквально подсказывает сыну, как действовать и что предпринять. Но сын, упрямясь, частенько пренебрегает советами и поступает нелогично и неразумно. Как в этом случае должен поступать отец? Он «наказывает» сына тем, что ситуация на доске то и дело складывается для фигур сына неблагополучно. Если сын одумается, начнет следовать подсказкам, если «включит голову» и постарается играть как надо, то ситуация на доске, рано или поздно, выровняется и игра примет для сына хороший оборот. Поскольку всё желание отца — дать сыну выиграть.

Иногда сын теряет важные фигуры, иногда расклад кажется безнадёжным для него, но ведь Отец любит сына и никогда не позволяет положению стать действительно безнадежным. Поэтому даже в самой, казалось бы, проигрышной ситуации, сложившейся из-за глупых ходов сына, Отец исподволь помогает ему выровнять положение. Почему так? Да потому, что как у сына, так и у Отца одна цель — чтобы выиграл любимый папин сынишка. И выиграл не просто так, не из «милости» (хотя, конечно же, во всём этом — сплошное Милосердие Отца), а по праву, максимально осознанно, вынеся урок, и, самое главное, научившись играть.

Наш мир гораздо сложней, чем шахматная партия. Человек порой слишком далеко уходит от заповеданной праведности, а Творец вовсе не желает раскрывать Своё присутствие везде и во всём. Чтобы дать человеку самому стать на ноги, «научиться играть», Творец намеренно скрывает Себя, чтобы создать впечатление, что мир движется «по собственному распорядку».

И оттого нередко создаётся впечатление перекоса, скатывания в «плохую» сторону, чувство, что события, пусть и по вине человека, складываются далеко не «к лучшему». Однако впечатление это обманчивое. В тот самый момент, когда нам кажется, что всё потеряно, когда руки опускаются и сил не остаётся, любое движение нашей души к светлому, любое поползновение к добру немедленно задействует механизм, который всё меняет «с минуса — на плюс».

Человек, в конце концов, убеждается, что все испытания, перенесённые им, все потери и разочарования, были началом новой, лучшей реальности и всё, что было испорчено человеком, всё, что было разрушено, стало отправной точкой перемены к добру. Впрочем, всё сказанное — лишь принцип, общее правило. У каждого человека это происходит по-своему. Но всё же происходит. Многие это видят ещё при этой жизни, а кое-кто удостаивается этого лишь в жизни иной. Но это уже другой разговор.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

О деталях Провидения

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава восьмая из второй части книги Рамхаля «Дерех Ашем», «О провидении Творца»

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Он не из «тех»

Журнал «Мир Торы»

В трактате гемары «Хагига» упоминается отрывок из Торы (книга Дварим, 31, 17): «И загорится Мой Гнев на него в тот день, и Я оставлю их, и сокрою Лицо Моё от них, и будет он для пожирания, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет в тот день: «Разве не оттого, что нет Всесильного в среде моей, постигли меня беды…»


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше