Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как предлагать людям помощь в максимально достойной форме?

Темы: Деньги, Цдака, РАМХАЛЬ, Рамбам, Помощь, Хесед, Работа, Благодарность, Долги

Отложить Отложено

Добрый день! Мы живем в очень интересное, но и непростое время. Из-за повсеместных ограничений экономика по всему миру претерпевает значительные изменения. К сожалению, ситуация негативно влияет на многих людей и семьи. Кто-то теряет работу, кто-то вынужден существенно себя ограничивать и менять привычный образ жизни.

При этом далеко не все готовы обращаться за помощью, хотя по объективным причинам следовало бы. Мой вопрос. Каким образом следует предлагать людям помощь в максимально достойной форме, чтобы не обидеть и не навредить? Возможно, вы могли бы порекомендовать соответствующую литературу? С уважением, Тимофей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Тимофей!

Наше время действительно непростое, хотя и действительно интересное, как Вы верно пишете. Говорят ведь: чем интереснее для историка, тем печальнее для современника. Революция, мировые войны, Гитлер и Сталин — очень интересно изучать, горы книг и исследований, да вот хорошо, что не пришлось нам самим жить тогда и там.

Зато пришлось жить теперь, в «корона-кризис». Пока что, слава Б-гу, до бедствий, равноценных упомянутым, не дошло, но все же непросто.

И отрадно, что Вы спрашиваете именно о том, как лучше помочь людям, что Вас это интересует и волнует. Ведь в такое время часто оказывается, что каждый за себя, мол, мне и так трудно, куда там другим помогать. И на уровне людей, и на уровне государств. Вот, страны Европы, несмотря на всю свою объединённость, сначала рефлексивно позакрывали все границы, хотя в Италии недоставало коек, а к северу от нее было достаточно. Потом все-таки исправились, но видно, что такова людская натура: своя жизнь превыше всего.

(Причем сама Тора говорит: если оставшейся пищи хватит только на то, чтобы выжил один человек, прежде надо спасти себя. Не следует жертвовать собственной жизнью, чтобы выжили другие. Но, если можно и помочь, и самому остаться в живых, то, конечно, так и надо сделать).

Совершенно верна также Ваша мысль, что оказывать помощь следует в максимально достойной форме. Действительно, человек по своей натуре не любит получать милостыню, подачку, то, что он не заработал. Для него это унизительно. Он хочет, чтобы благо было заслуженным. Как объясняет Рамхаль: поэтому Б-г и не поместил человека сразу в Будущий мир с его благами. Сначала Он поместил человека в этот мир, где ему предоставляется возможность заработать эти блага — только тогда они принесут ему удовлетворение.

Этот принцип действует и в области благотворительности. Отвечая конкретно на Ваш вопрос, Рамбам (Законы о милостыне 10:8) перечисляет разные уровни благотворительности, и высший из них — не просто дать человеку деньги, а предоставить возможность их заработать. Дать ему работу. Или взять себе в партнеры. Разумеется, если это реально.

Или одолжить деньги. Это как бы подразумевает: ему их только временно недостает, а потом он раздобудет, заработает и отдаст. Ведь каждый может брать в долг, даже состоятельные люди берут банковские ссуды на большие проекты. Так что это менее унизительно. А потом, если должник затруднится с погашением, можно долг простить — тогда это уже не столько унижение, сколько облегчение. Или реструктурировать, чтобы человек сохранил способность заплатить.

Второй — также очень высокий — уровень благотворительности, о котором говорит Рамбам, это дать милостыню, но так, чтобы благодетель не знал, кому дал, а получатель не знал, кто ему дал. Так и благодетель не получает благодарности от получателя (а значит, дает от чистого сердца, а не затем, чтобы выслушать в свой адрес комплименты), и получатель не унижается. На практике это осуществляется, когда мы жертвуем не напрямую людям, а в благотворительные организации, которые занимаются распределением средств среди нуждающихся. Хотя при этом надо быть осторожным и передавать пожертвования только известным и надежным организациям.

Помогать на третьем уровне мы можем, если нет возможности передать пожертвование в такие организации, а нам известно, что конкретный человек нуждается в помощи. Тогда можно дать ему деньги анонимно, например, подсунуть конверт в щель под дверью и быстро уйти, а на конверте, если что-то и написать или напечатать, то без имени. Так, хотя благотворитель и будет знать, кому он дал деньги, не получит за это благодарности, а получатель не узнает, кто ему помог, и не почувствует себя униженным.

(Недостаток по сравнению с предыдущим уровнем: все-таки благотворитель будет знать, кому дал деньги, и у него может остаться чувство, что получатель ему обязан. Может даже возникнуть соблазн раскрыть секрет, особенно, если получатель его как-то обидит, заденет: да как ты смеешь, я же тебе помог!..)

Из других уровней, которые перечисляет Рамбам, особенно важен и доступен следующий: зная, что конкретный человек нуждается, помочь ему еще до того, как он попросит. Ведь самое трудное и унизительное — именно просить, обращаться за помощью. Если же предложить помощь до того, как человек попросит — или даже сразу предоставить помощь, без лишних слов (тут зависит от ситуации), — это в большой мере избавит получателя от унижения.

Разумеется, при этом лучше знать, какая именно помощь нужна человеку, сколько денег (если есть возможность дать ему всё, что нужно).

Такую информацию не всегда легко получить. Нам часто не видны проблемы других людей, все стараются их не показывать, демонстрировать красивый фасад, мол, всё у меня хорошо, успешно иду по жизни. Поэтому помочь до того, как человек попросит, сможет скорее тот, кто уже его знает, знаком с его ситуацией. Если же потенциальный благодетель не уверен, нужна ли конкретному человеку помощь, можно спросить не его самого напрямую, а тех, кто его знает, чтобы всё рассказали и потенциальному получателю не пришлось бы унижаться.

Такие вот варианты, которые пока что представляются оптимальными. Наверное, есть и другие. Если среди тех, что описаны, нашлись подходящие для Вашей конкретной ситуации, прекрасно. Если нет, не стесняйтесь спрашивать и дальше.

Повторю, Ваше желание помочь и сделать это правильным образом достойно огромного уважения, и остается пожелать Вам действительно удостоиться этой великой заслуги — помогать людям на практике и самому уберечься от любых проблем и бед.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ