Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет.»Раби Абау, Хулин 89а

У нас в общине есть молочный ресторан, а теперь один предприниматель хочет открыть еще и пиццерию…

Темы: Деньги, Тора и бизнес, Конфликты, Община

Отложить Отложено

У нас в общине уже долгое время работает молочный ресторан, а теперь один из местных предпринимателей захотел открыть еще пиццерию. Понятно, что владелец ресторана против, он считает, что это заберет у него клиентов. Как по еврейскому закону следует поступать в данной ситуации?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Чтобы ответить на Ваш вопрос конкретно, необходимо знать ситуацию во всех деталях. Поэтому давайте попробуем, по крайней мере, определить некоторые общие линии, которыми следует руководствоваться при решении проблемы.

Подобного рода вопросы возникают не только в наше время, они были актуальны и во времена Талмуда. Например, в Талмуде (Бава Батра 21а) рассматривается вопрос, разрешено ли открывать лавку по соседству с уже существующей.

Обычно, с точки зрения еврейского Закона, решением является нахождение разумного баланса между желанием конкретного человека обеспечить себе необходимый заработок и нуждами общества, которое может быть заинтересовано в здоровой конкуренции. Ведь она, в конечном счете, приведет к установлению более приемлемых цен, разнообразию товаров и услуг и повышению их качества.

Каждый член общины имеет право открыть магазин рядом с уже существующим (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 156:5). Это разрешено, даже если магазины находятся на совсем небольшом расстоянии друг от друга и некоторая часть клиентов перейдет во второй магазин, что отрицательно скажется на доходах первого. Разрешено также снижать цены и рекламировать свой товар, чтобы привлечь покупателей. Но, если покупатель уже зашел в магазин, запрещено зазывать его оттуда в другой магазин.

Хотя открывать новый магазин рядом с уже существующим разрешено, некоторые галахические авторитеты отмечают: мидат хасидут (поведение благочестивых) — все-таки воздержаться от этого, если это ударит по карману владельца первого магазина (Хатам Софер, Хошен Мишпат 61). Однако если речь идет о растущей и развивающейся общине, когда «хватит места» для обоих и разнообразие магазинов — в интересах общества, разрешено открывать новый магазин даже с точки зрения мидат хасидут (респонс Хелькат Яаков 2:65).

Если же новый магазин хочет открыть человек, проживающий в другой местности, он имеет право это сделать, только если это принесет значительную выгоду членам данной общины. Например, если в результате открытия нового магазина значительно снизятся цены и товары будут более высокого качества или более разнообразными (Рамо, Хошен Мишпат 156:7). Иначе он не имеет права открывать свой магазин «на чужой территории».

Важно также отметить: если открытие нового магазина приведет к тому, что первый магазин вообще закроется, большинство галахических авторитетов считает, что открывать новый магазин запрещено (респонс Рамо 10; Хатам Софер, Хошен Мишпат 61).

Но, если открытие нового магазина принесет значительную выгоду членам общины, многие галахисты полагают, что это будет разрешено, даже если приведет к закрытию первого магазина (респонс Бейт Эфраим 27, Лехем Рав 216). Однако даже они согласны: если основная цель открытия нового магазина — «выбить» с рынка старый магазин, это запрещено. Кроме того, если владелец нового магазина стремится снизить цены, чтобы «вытеснить» старый магазин, а потом, получив монополию, снова поднять цены, это также запрещено.

Получается, что в том случае, который Вы описываете, в принципе, человек имеет право открыть пиццерию, поскольку он местный предприниматель. Однако следует проверить, не приведет ли открытие пиццерии к закрытию существующего молочного ресторана. Кроме того, необходимо проверить, существует ли достаточный спрос, чтобы клиенты были в обоих заведениях, а также — насколько это выгодно для общины в плане цен и разнообразия товаров.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.