Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Как поступали праведники во время эпидемий?

Темы: Болезни, Опасность, Праведники, Мусар, Ангел смерти, Рав Исраэль Салантер

Отложить Отложено

Доброго времени суток. Извините за длинное вступление. Период коронавируса показывает и напоминает нам, что есть такие явления как коллективная ответственность и (само)дисциплина. Сравнение на сегодняшний день Китая и США показывает, что есть периоды, когда политика насилия и контроля необходима для более эффективного выживания общества в целом.

Понимаю тех, кто считает, что изучение Торы спасает от гзерот, лё алейну («несчастий, да не случатся с нами»), но понимаю также, что «(после того, как) дано разрешение Ангелу смерти разить, он не делает различия между праведниками и грешниками». И поэтому лучше не рисковать и изучать Тору не в бейт-мидраше.

И вирус не смотрит на разрешения и послабления Минздрава, руководствующегося статистикой, за которой не видно человека. Это мое мнение, которое, возможно, ошибочно.

Вопрос. Как поступали наши святые праотцы в такие времена, и как нужно поступать нам в свете Галахи (еврейского Закона)? Спасибо! Дов

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Дов!

Во-первых, приведу Вам слова рош ешиве (одного из руководителей ешивы) «Слободка» из Бней-Брака. Рав Дов Ландо, один из больших людей Торы нашего поколения, сказал в своем выступлении так: «По Торе, когда есть опасность для здоровья и жизни, как раз врачи являются поским (законоучителями), на основании слов которых решают, что надо делать, чтобы спастись от опасности».

И, во-вторых, два примера того, как поступали великие раввины, главы общин во времена эпидемий.

Известны указания рава Акивы Эйгера, см. его галахические ответы, во время эпидемии холеры в 1830 году. Это было перед Рош а-Шана. В синагоге разрешалось занимать только половину мест, чтобы не было скученности. Поэтому люди бросали жребий, кому достанутся места: кто будет в синагоге на Рош а-Шана, не будет в Йом-Кипур, и наоборот. Синагогу и дома следовало хорошо проветривать. В Рош а-Шана ели пораньше, до конца молитвы, чтобы не ослабеть. А в Йом-Кипур в синагоге должны были присутствовать два врача: тот, кто почувствует слабость, должен был подойти к ним.

Известны действия рава Исраэля Салантера во время эпидемии в Вильно. Привожу выдержки из статьи рава Хаима Бурштейна:

В 1848 году «в Вильне вспыхнула эпидемия холеры, унесшая жизни множества людей. Оказание помощи больным и уход за ними не входили в обязанности раввинов города, однако рав Исраэль Салантер так не считал. В спасении жизней людей и оказании милосердия ближнему он видел долг каждого еврея и в первую очередь мудрецов Торы. Он был убежден, что раввины должны беспокоиться об имуществе и физическом здоровье людей так же, как о духовном, и возложил на себя руководство этой деятельностью. Рав Салантер основал комитет по организации действий по спасению от эпидемии. Он создал больницу на тысячу пятьсот мест, несмотря на то, что это требовало значительных затрат, а у него в тот момент не было никаких источников дохода. Не ведая сомнений, он основал фонд для обеспечения необходимого бюджета.

…Рав Салантер всех призывал следовать советам врачей, считая это требованием Торы, и был столь настойчив, что в связи с этим даже возникла поговорка: “Кто вкушает рыбу — ест свинину!” (В то время медицина считала рыбу крайне вредной при этой болезни).

…В письме он настаивает на необходимости во всем слушать врачей, включая и вопросы питания, подчеркивая, что это является требованием нашей веры.

По примеру рава Исраэля все врачи работали безвозмездно, не взимая платы ни с бедного, ни с богатого. Он также организовал “скорую помощь” по модели, существующей в современных городах: собрал семьдесят богобоязненных молодых людей и распределил между ними дежурства, чтобы они оказывали неотложную помощь в любое время и в любом месте. Он сам появлялся везде, где требовалось ускорить работу, особенно в канун субботы и в саму субботу, когда существовало опасение, что из-за боязни нарушить святость этого дня дежурные могут не принять всех необходимых мер для спасения жизней.

…В то же время рав Исраэль призывал народ не бояться и не предаваться панике, а также не умножать скорбь по умершим, поскольку страдания истощают организм и нервную систему человека, что повышает опасность заболевания».

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Шестая заповедь. «Не убивай»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

Ам Исраэль хай 51. Мусар — этическое возрождение. Рав Исраэль Салантер

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.

Два теракта. Реальная история

Рав Зеев Урман

Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.

Человек, этика и природа

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.


Тора написана на так называемом «древнееврейском языке», он же Лашон а-кодеш, святой язык. Но это не только язык, на котором написана Тора. Иврит выражает сущность предметов. Читать дальше