Темы: Мудрецы, Мудрость, Шломо, Суд, Правосудие, Изучение Торы, Цари Израиля, Коэлет
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а)[7]».
Вопрос по цитате из Википедии. Это — правда, что в этой книге Танаха есть что-то еретическое, согласно мудрецам Торы? М.
Шалом, М.!
Действительно, в талмудическом трактате Шабат (30 б) и в мидраше «Ваикра Рабба» (28:1) сообщается, что в свое время перед мудрецами стоял серьезный вопрос — как относиться к книге Коэлет (Экклезиаст). Были мудрецы, считавшие, что эту книгу следует скрыть от посторонних глаз, поскольку в ней содержатся высказывания, которые могут быть восприняты как еретические.
Но, в конце концов, они решили отказаться от этой идеи. Вероятно, мудрецы посчитали: намного важнее, чтобы как можно больше людей смогли приобщиться к мудрости этой книги. И даже если найдутся люди, которые поймут ее слова превратно, не беда. О таких людях сказано в книге пророка Ошеа (14:10): «…ведь верны пути Господни, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них».
Что же касается самих мудрецов Талмуда, то они, разумеется, относились к книге Коэлет с величайшим уважением. Для примера приведу Вам отрывок из «Ваикра Рабба» (28:1), где говорится о том, как они сами понимали некоторые «сомнительные» места в этой книге.
Сказал раби Биньямин бен-Леви: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси: Моше сказал (Бемидбар 15:39): «… и не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими…», а Шломо говорит (Коэлет 11:9): «…и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих…»!
Что же, теперь все дозволено, нет правосудия и нет Судьи?! Но, поскольку он продолжил (там же): «…но знай, что за всё это Б-г приведет тебя к суду!», сказали [мудрецы]: «прекрасно сказал Шломо!»
Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани: хотели [мудрецы] скрыть книгу Коэлет, поскольку нашли в ней слова, близкие к ереси. Шломо говорит: «Какая польза человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?» Что же, даже от труда над изучением Торы [нет пользы]?!
Рассмотрели и сказали: если бы сказал: «от всех трудов», мы бы поняли, что даже от труда над изучением Торы. Но, поскольку он сказал: «от всех трудов его», [это значит] от его [личных] трудов нет пользы, но от труда над изучением Торы есть польза! Сказал раби Йудан: «под солнцем» нет пользы, но [от труда над изучением Торы, которая] «выше солнца», есть польза!
Можно только поразиться дальновидности наших предков, которые смогли предвидеть, что спустя тысячи лет найдутся «мудрецы» из Википедии, которые высмотрят в книге Коэлет критику ортодоксального иудаизма!
Послушаем всему заключение: Б-га бойся и заветы Его храни, ибо в этом весь человек… (Коэлет 12:14)
Желаю удачи!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Барух Лехт
Рав Элазар Нездатный
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений.
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»