Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как организовать учебный процесс и перестать прокрастинировать?

Темы: Иштадлут, Предназначение, Работа, Самосовершенствование, Самоконтроль

Отложить Отложено

Здравствуйте! Очень хочу найти средства относиться более добросовестно к учёбе (в вузе), организовать рабочий процесс и перестать прокрастинировать. Так как мне часто не хватает усидчивости и силы воли и я делаю все не по порядку и в последний момент, извлекая, таким образом, далеко не максимум пользы из полученных знаний и умений.

Я из-за этого переживаю, и это бьёт по моей самооценке и побуждает к самоуничижению: ведь это моя основная деятельность, которую я выполняю плохо. Я понимаю, что Б-г дал мне ум и возможность развиваться, чтобы впоследствии создавать что-то полезное для общества, но я их не использую.

Ещё и родители расстраиваются, за это вообще очень обидно, они ведь мне помогают... Я знаю, что у иудаизма есть ответы на все вопросы и хотела бы знать, что говорит иудаизм по этому поводу. Анастасия

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Анастасия!

Давайте сначала отметим Ваши достоинства.

У Вас есть знания и умения, и Вы понимаете, что Б-г дал их Вам для того, чтобы использовать на благо общества.

А ведь о многих людях всего этого сказать нельзя.

Есть достаточно тех, кому знания и умения не даны. Или Б-г им не дал потому, что у них иное предназначение в жизни, или — Он дал им шанс, а они не взяли. Были на уроках, да прослушали их. Могли поучиться, а потратили время попусту.

Есть и другие: им знания и умения даны, но они не понимают, что даны они Б-гом, и приписывают все успехи себе, зазнаются. Думают, что они лучше других. Что имеют право унижать других, наступать на них. Если и делают что-то на благо общества, то ожидают благодарности и чуть ли не обожествления, признания, что они самые-самые.

А есть и те, кто не понимает, что знания и умения даны для того, чтобы использовать их на благо общества, и мало беспокоятся о том, чтобы делать что-то на практике. Думают, что сам по себе ум — достоинство, которое делает их лучше «дураков» — хотя последние, если на практике приносят пользу в меру способностей, на самом деле лучше гениев, которые сидят и ничего не делают или болтают и умничают впустую.

Или же они могут что-то делать, но — не прилагая максимума усилий, потому что думают: они и так умны и способны и без особых стараний добьются результата. Хотя на самом деле Б-г ожидает от каждого человека максимальных усилий, а выдающийся ум и способности означают лишь то, что и достижения должны быть выдающимися, результатом умножения способностей на усилия.

Иными словами: если ты Моцарт, то изволь написать 41 симфонию и 27 концертов для фортепиано с оркестром (плюс еще многое другое) до 35 лет, а если напишешь меньше, Б-г спросит и ранней смертью оправдаться не удастся. Хотя это означает, что за один год напишешь целых 3 симфонии, за другой — целых 5 концертов, трудясь в поте лица: они все-таки сами не пишутся, да и жизненные обстоятельства при этом легче не становятся.

Такими вот разными бывают люди.

У Вас же: 1) знания и умения даны; 2) Вы понимаете, что они даны Б-гом; 3) Вы понимаете, что они даны с целью делать добро и приносить обществу пользу. Понимаете ответственность.

И к помощи родителей относитесь ответственно, а не как те, кто принимают ее как должное и долго (а то и никогда) не перестают быть избалованными недорослями.

Так что у Вас есть и знания, и умения, и скромность, и ответственность, и стремление делать добро, приносить обществу пользу. Все это — несомненные достоинства, и Вам стоит их осознать. Уже это достаточное основание для приличной самооценки. Не так уж все плохо.

Остается лишь продвигаться дальше — в чем, опять же, Вы не хуже других: ведь идеальных людей нет, каждому есть, что улучшать. Просто проблемы других людей Вы во многих случаях не видите, а видите лишь красивый фасад. Но это не значит, что у всех всё хорошо и только у Вас проблемы. У всех проблемы. Не те, так другие, и если бы Вы узнали, какие проблемы у других, в большинстве случаев не захотели бы с ними поменяться.

Конкретная проблема, которую Вы описали, не представляется особо ужасной. Дело просто в практической организации работы, желание и способность выполнить которую, как Вы пишете, у Вас уже есть. (А то попробуйте внушить желание тому, у кого его нет. Или способность, если просто «в мозгах чего-то не хватает». У Вас же, похоже, в этом плане все в порядке, слава Б-гу).

И по типу эта проблема не уникальна: склонность к прокрастинации, к тому, чтобы делать всё в последний момент, — распространенная человеческая черта. В этом, по сути, заключается действие известного «закона Паркинсона»: работа занимает столько времени, сколько на нее отводится. То есть, если на нее отведено короткое время, человек собирается и делает ее быстро, чтобы успеть.

Если же времени отведено достаточно, человек сначала чувствует, что еще есть время и торопиться необязательно, и только когда начинают поджимать сроки, осознает, что все-таки торопиться надо, а то не успеет. И в результате, даже если успевает, то только ту работу, которую сделал бы и за более короткий срок. Хотя мог бы начать раньше и делать всё без спешки, а то и достичь большего.

Все мы в той или иной мере проявляем это свойство, включая и меня самого. Так что эта склонность не должна вызывать у Вас чувство неполноценности и рушить самооценку.

Что касается решения, идеальное, конечно, найти трудно, но какие-то идеи предложить можно.

Так, если Вы «прокрастинируете» до того, как начнут поджимать сроки, стоит эти сроки сократить. То есть разбить выделенное для работы время на более короткие отрезки и соответствующим образом разделить работу на этапы. Если, например, выделено несколько дней, то решить: сегодня я делаю то-то и то-то, первый этап, завтра — второй этап и т. д.

А то вся работа по объему может показаться большой и вызвать страх и отчаяние: как же справлюсь?! А не надо со всем сразу справляться, надо для начала — только вот это, потом — это, и так далее. Или, если есть несколько часов, разбить на часы. Разумеется, с учетом конкретики, в зависимости от того, что и как целесообразно делать, и заданных рамок распорядка дня.

Если надо, можно физически расписать работу по этим этапам и следовать своему расписанию.

В любом случае, если у Вас есть трудности в выполнении работы в правильном порядке, то стоит заранее расписать этот порядок и следовать тому, что написано. Если для составления самого расписания трудно организовать свои мысли, можно попросить кого-нибудь помочь Вам — не стыдно не знать, стыдно не учиться — и вообще не прилагать те усилия, которые необходимы для решения проблемы.

В целом полезно разбивать рабочий день на отрезки, на каждом из которых сосредотачиваться и работать в полную силу, а между ними — перерыв, отдых, как между уроками в школе.

Если трудно следить за временем и нет внешних напоминаний типа школьного звонка, можно ставить себе будильник, создавать напоминания в телефоне и т. п. Чтобы «отбивали» каждый нужный отрезок времени — каждый раз, когда надо что-то сделать, закончить, перейти к следующему этапу или отдыху. (Необязательно немедленно «подчиняться» звонку и переходить к следующему этапу, если Вы, например, посередине мысли или предложения/формулы. Просто это сигнал, который напоминает Вам о необходимости сосредоточиться, подтянуться и двигаться дальше).

Полезно также вставать рано утром: тогда есть ощущение свежести и чувство, что «весь день» в Вашем распоряжении, можно многого достичь, и появляется стремление использовать возможность по максимуму. Если же встаем поздно, то ощущаем, что «поезд уже ушел», уже не получится по максимуму и зачем стараться — даже если на самом деле еще можно много чего сделать. (В таком случае надо все-таки постараться себя настроить, чтобы не терять весь день, но легче, когда удается рано встать).

Такие вот идеи, разумеется, весьма общие, и насколько они полезны и применимы на практике, зависит от Ваших конкретных обстоятельств и задач. Но, насколько мог, попытался подать Вам идеи, если есть дальнейшие вопросы или неразрешенные проблемы, не стесняйтесь спрашивать, делиться. Ответов «на все вопросы» у нас, смертных, нет, но как можем, постараемся помочь.

Наилучших Вам успехов вообще и продуктивности в частности.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше